Найти тему

Художник, воспевавший женщин и славян (начало)

Альфонс Муха – один из самых заметных мастеров с мировым именем, работавших в стиле «ар нуво». Среди его коллег и ближайших друзей была актриса Сара Бернар, художник Поль Гоген, скульптор Огюст Роден, писатель Анатоль Франс и др. Муха прославился прежде всего как автор эротичных и отчасти довольно слащавых изображений прекрасных дам. Но не только: чешский мастер также создал целую серию огромных холстов, на которых попытался отобразить всю силу своего эмоционального восприятия истории славянского мира. Именно за свою любовь ко всему славянскому он сильно пострадал во время оккупации Чехословакии немецкими нацистами.

Автопортрет (1907), на котором Муха изобразил себя в русской косоворотке. С начала обучения живописи он часто носил удобные рубахи, которые одновременное подчеркивали его славянское происхождение.
Автопортрет (1907), на котором Муха изобразил себя в русской косоворотке. С начала обучения живописи он часто носил удобные рубахи, которые одновременное подчеркивали его славянское происхождение.

Сын судебного чиновника

Альфонс Мария Муха родился в 1860 году в городке Иванчице в Южной Моравии в семье судебного чиновника недалеко от городской тюрьмы. Его детство пришлось на время Чешского возрождения во главе с Добровским, Юнгманом и Палацким. Также на его последующее творчество большое влияние оказало спортивное движение Sokol, которое пропагандировало не просто ЗОЖ, но и культ сильного славянского национального государства. Впоследствии Альфонс Муха изобразит родные места в XV картине своей Славянской эпопеи – «Моравская братия в Иванчице» (здесь был осуществлен первый перевод Библии на чешский язык, напечатанный в 1578 году).

Картина «Моравская братия в Иванчице» из Славянской эпопеи (1914).
Картина «Моравская братия в Иванчице» из Славянской эпопеи (1914).

Первые успехи

Как и многие талантливые люди, в юности и молодости Муха показывал весьма скромные успехи. Вместо учебы в школе, а затем работы писарем в суде Иванчице он занимался своим любимым делом – рисованием. Однако в стипендии и соответственно учебе в Пражской художественной академии ему было отказано. Впрочем, его увлечение не помешало, а наоборот помогло ему в возрасте 19 лет устроиться в 1879 году помощником художника в мастерской по созданию декораций для Рингтеатра в Вене. Кроме того, у венского художника Ганса Макарта (140-1884) Альфонс Муха заимствует свою фирменную «фишку» - изображения красивых девушек.

Картина «Кирилл и Мефодий» для церкви Святого Яна Непомуцкого чешской общины в Северной Дакоте (1886/1887).
Картина «Кирилл и Мефодий» для церкви Святого Яна Непомуцкого чешской общины в Северной Дакоте (1886/1887).

Затем Муха обретает поддержку в виде хорошо оплачиваемых заказов от меценатов – графа Эдуарда Куэна фон Белази и его брата Эгона, включая важную для любого художника поездку в Италию. Переехав в Мюнхен, Альфонс Муха в числе прочего выполняет знаковый для его последующего творчества заказ для своих земляков по Иванчице, которые переехали в США. Он пишет «славянских апостолов» Кирилла и Мефодия для церкви Святого Яна Непомуцкого чешской общины в Северной Дакоте (1886/1887).

Монмартр, Поль Гоген и Сара Бернар

В 1887 году чешский живописец перебирается в Париж, где в то время на Монмартре творили свои шедевры такие легендарные импрессионисты, как Ренуар и Дега. Во французской столице Муха постепенно обретает известность как художник-иллюстратор. В частности, с 1892 года он создает серию иллюстраций для многотомной истории Германии Шарля Сейнобо, при выборе сюжетов отдавая предпочтение тем эпизодам, которые имели значение не только для немцев, но и для чехов. Некоторое время Муха делит свое ателье с Полем Гогеном, приехавшим в Париж после знаменитой ссоры с Ван Гогом в Арле.

Портрет Сары Бернар работы Альфонса Мухи.
Портрет Сары Бернар работы Альфонса Мухи.

Настоящим меценатом для чешского таланта становится легендарная актриса Сара Бернар. Она родилась вне брака от связи аристократа и еврейки из Голландии (ее мать вначале была модисткой, а затем стала куртизанкой в Париже) и имела широкие финансовые возможности для поддержки актеров, поэтов, музыкантов, поэтов и прочей богемы. В рамках 6-летнего эксклюзивного контракта Муха обязался работать над созданием театральных афиш и декораций для театра Сары Бернар за очень хорошее вознаграждение – 3000 франков ежемесячно и 1500 франков за каждую новую афишу.

Афиша «Жисмонда» с изображением Сары Бернар в образе (1894).
Афиша «Жисмонда» с изображением Сары Бернар в образе (1894).

Сын и биограф Альфонса Мухи Иржи подсчитал, что продажа только афиш «Жисмонда» принесла не менее 130000 франков. Парижане ночами срезали эти «постеры» и уносили домой, так что приходилось печатать и клеить новые. Именно на портретах Сары Бернар в артистических образах для этих афиш чешский мастер оттачивал элементы своего фирменного стиля: извилистые длинные линии, сливающиеся в декоративный орнамент, волосы, обрамляющие лицо, как нимб, с завивающимся прядями, и пр. Ходили слухи, что Муха и бывшая существенно старше него Бернар были любовниками, но историки искусства пришли к выводу, что это не так.

Поль Гоген, Альфонс Муха, Людек Марольд и Анна – женщина, которую Гоген привез из своего путешествия на Таити. Ателье Мухи в Париже на улице Гранд-Шомьер (1896).
Поль Гоген, Альфонс Муха, Людек Марольд и Анна – женщина, которую Гоген привез из своего путешествия на Таити. Ателье Мухи в Париже на улице Гранд-Шомьер (1896).

«Женщины Мухи» - реклама рубежа XIX-XX веков

Следующий контракт чешского мастера уже подразумевал оплату его работ в размере 4000 франков в месяц. Но и самой работы стало очень много: плакаты, календари, этикетки, открытки, меню, упаковки, декоративные панно…

Рекламный плакат железной дороги Париж-Лион-Марсель. Девушка в окружении сирени, гортензий, гвоздик и фиалок мечтает о поездке в Монте-Карло. Вполне актуальная тема.
Рекламный плакат железной дороги Париж-Лион-Марсель. Девушка в окружении сирени, гортензий, гвоздик и фиалок мечтает о поездке в Монте-Карло. Вполне актуальная тема.

Заказчиками выступали крупные производители ликеров, шампанских вин, пива, папиросной бумаги, велосипедов, кондитерских изделий, духов…

Декоративное панно «Весна» из цикла «Четыре времени года» (1896). Это был первый цикл, всего Муха создал порядка 50 подобных панно, разошедшихся большими тиражами по парижским домам и квартирам.
Декоративное панно «Весна» из цикла «Четыре времени года» (1896). Это был первый цикл, всего Муха создал порядка 50 подобных панно, разошедшихся большими тиражами по парижским домам и квартирам.

Муха возвел чисто рекламные материалы в ранг произведений искусства. Заказов стало так много, что мастер даже начал копировать некоторые свои работы для разных фирм: «женщины Мухи» нравились всем.

Декоративное панно «Танец» из цикла «Четыре искусства» (1898).
Декоративное панно «Танец» из цикла «Четыре искусства» (1898).

В двухэтажном ателье, куда со временем перебрался чешский художник, часто бывали представители тогдашней парижской творческой тусовки: писатели Анатоль Франс и Эдмон Ростан, скульптор Огюст Роден и др. Муха поставил выполнение заказов на поток: в своем ателье он фотографировал множество натурщиц в необходимых позах, а затем с фотокарточек размером 10х13 тщательно переносил изображения их тел на холсты.

Триумф чешского мастера в Париже

Триумфом чешского мастера стала 5-я Всемирная выставка в Париже в 1900 году, на которой было выставлено множество его работ. В частности, он выполнил оформление павильона Боснии и Герцеговины, которые в 1878 году были переданы в управление Австро-Венгрии. Также Муха создал афишу для австрийского раздела выставки, где в числе прочих экспонатов выставлялся первый в мире электромобиль авторства небезызвестного Фердинанда Порше. Муха получил всеобщее признание: он даже стал обладателем Рыцарского креста Почетного легиона Франции и австрийского Императорского ордена Франца Иосифа.

Фото Альфонса Мухи в его парижской студии (1899).
Фото Альфонса Мухи в его парижской студии (1899).

«Славянский поворот»

И вот тут, как часто бывает, на пике успеха произошел слом в концептуальном подходе мастера к своему творчеству. Сам Муха написал так: «Я увидел мои работы, украшающие салоны высшего общества, довольные и возвышающие портреты, льстящие этим людям. Я увидел книги, полные сказочных сцен, цветочных венков и рисунков, восхваляющих красоту и хрупкость женщин. На это я растрачивал мое время, мое драгоценное время, в то время как моему народу для утоления жажды давали пить воду из луж… Была полночь, и я дал торжественную клятву заполнить остаток моей жизни работой ради моего народа». В 1902 году Альфонс Муха временно возвращается в Чехию – он посещает Прагу вместе с Огюстом Роденом, который проводит там выставку своих работ.

Хелло, Америка…

Но окончательный разворот к славянской теме произошел не сразу. В 1903 году чешский мастер знакомится с баронессой Леонорой из династии банкиров Ротшильдов, которая рекомендует ему попробовать свою судьбу в Америке. Действительно, в Нью-Йорке его заказчиками становятся Грейс Вандербилт из династии владельцев железных дорог и судоходных компаний, дочь банкира Моргана, актриса Эльза де Вулф и пр. Среди заказчиков – и чешский священник Проут из церкви Святого Яна Непомуцкого на Пятой авеню, для которого Муха выполняет потрет архиепископа Нью-Йоркского.

Однако в течение 6 лет жизни в Америке выяснилось, что салонные портреты маслом плохо давались чешскому мастеру, который в этой связи крайне затягивал их выполнение, вызывая недовольство заказчиков. В итоге Муха стал зарабатывать на лекциях по искусству и снова начал сотрудничать с миром театра.

(Окончание следует).

В заметке использованы материалы из книги «Муха. Жизнь художника в текстах и иллюстрациях», Р. Нойгебауэр («Виталис», 2016) и репродукции работа мастера из открытых источников.

О русском модерне в усадьбе промышленника и мецената Саввы Мамонтова Абрамцево читайте здесь.