Что приходит на ум при слове «Дюна»? Кое-кто вспомнит группу «Дюна» с её весёлыми композициями, ярый поклонник советского кинематографа, в свою очередь, – замечательный фильм «Долгая дорога в дюнах» с потрясающем актёром Донатисом Банионисом, а любители фантастики по всему миру – фантастическую эпопею Фрэнка Герберта.
Литературоведы находят очень много параллелей между творением писателя и (что весьма неожиданно) Кораном.
Не будем углубляться в литературоведческие дебри и искать смысл в этом бесспорно талантливом произведении, ведь об этом написаны десятки, если не сотни статей. В рамках настоящей статьи мы рассмотрим творчество художника Джона Шёнгерра, чьё творчество в значительной степени связано с миром «Дюны».
Космополитичный художник
Джон вырос в многонациональной семье из славного города Нью-Йорка, подобного одному большому котлу, в котором смешиваются национальности; одни люди выталкиваются в первые ряды жизни, а другие отправляются на самое социальное дно.
Шёнгерру повезло, в нём с молодых лет проявился талант художника, как он сам в шутку писал: «наша семья была столь многоязычна, что лучшим решением было не учить языки, а общаться между собой посредством рисунков». В каждой шутке есть только доля шутки: будущий художник действительно родился в смешанной немецко-венгерской семье, имеющей к тому же итальянские и – самое забавное – китайские корни.
С конца 50-х Джон работает в известнейших журналах, публикующих научно-фантастическую литературу. Многие годы он проработал в журнале «Analog», где в сотрудничестве с Джоном Вудом Кэмпбеллом-Младшим и Беном Бовов проиллюстрировал большое количество рассказов и повестей. Например, цикл «Всадники Перна».
Венцом его карьеры стало иллюстрирование книг Фрэнка Герберта. За работу над ними он не раз получал престижные награды.
Попадание в атмосферу цикла о «Дюне» у шенгеровских рисунков было настолько велико, что сам создатель вселенной «Дюны» Фрэнк Герберт отозвался о творчестве Шёнгерра в крайне положительном ключе.
Держим курс на Арракис
Ознакомившись вкратце с биографией художника, давайте посмотрим, как же он переосмыслил творение американского фантаста.
Узнали этого отнюдь не добродушного толстяка? Владимир Харконнен собственной персоной. Воплощение коварства и властолюбия. Готов идти по головам врагов для достижения цели
Стилгар – один из старейшин фрименов Арракиса («Дюны»).
Фримены – коренные жители пустынного Арракиса. Живут общинами, яростно защищаются от притязаний других на свои земли. Стилгар на иллюстрации предстаёт в образе странника-пустынника.
На картине выше изображено приручение песчаного червя Арракиса. Дело в том, что фримены освоили технику приручения, используя их как уникальное транспортное средство (такси на Дюне, видимо, не изобрели).
Пол Атрейдас совершает совершенно не политкорректный по сегодняшним дням поступок: он приносит клятву Федайкина. В этом эпизоде явственно прослеживается влияние ислама на цикл о «Дюне», ведь «федайкин» – это искаженное арабское слово «федаин», что значит «жертвующий», проще говоря – смертник.
Немного пейзажей этого затерянного пустынного мира.
Перед нами панорама из дворца-резиденции в Арракине, столице планеты.
В этот раз перед читателем предстаёт императорская гвардия Сардаукар. Судя по названию иллюстрации, бравые солдаты императора явно терпят неудачу. Ну что ж, и янычары иной раз проигрывали.
И, напоследок, иллюстрация на обложке цикла о Арракисе.
Здесь всё ясно без слов – песчаные черви, фримены, как их называют Шаи-Хулуд, истинные владыки пустынной планеты.
-------------------
Весь цикл - Музей Фантастики - читайте на нашем сайте.
Некоторые свежие статьи
Эпоха модерна передаёт привет потомкам.
"Космическая" мода шестидесятых.
Ретрофутуризм и повседневность.
Атом это не только бомба, но и средство передвижения.
Внимание! Обращение к подписчикам канала. 25.02.2019.
Друзья Журнала и наши постоянные авторы