Доброго времени суток.
В данной статье я решил опубликовать пошаговую инструкцию о том, что необходимо сделать человеку, чтобы суд признал его банкротом. В настоящий момент в сети интернет подобных инструкций множество, однако они не учитывают изменения законодательства, а также судебную практику, которая сложилась в нашей стране.
Шаг 1. Сбор необходимых документов.
Сам перечень документов изложен в п. 3 ст. 213.4 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Данная статья закона является базовой для должника. Именно ею должнику необходимо руководствоваться при подготовке к банкротству.
Необходимо собрать следующие документы:
- копии документов, подтверждающих наличие долгов (это могут быть решения судов, кредитные договоры, справки из банков и МФО о наличии задолженности, выписка из БКИ о кредитной истории и т.д.)
- копии документов, подтверждающих право собственности гражданина на имущество, и документов, удостоверяющих исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности гражданина (выписка из ЕГРН, ПТС на автомобиль и т.д.).
- копии документов о совершавшихся гражданином в течение трех лет до даты подачи заявления сделках с недвижимым имуществом, ценными бумагами, долями в уставном капитале, транспортными средствами и сделках на сумму свыше трехсот тысяч рублей (договоры купли-продажи, дарения, мены и т.д.);
- выписка из реестра акционеров (участников) юридического лица, акционером (участником) которого является гражданин;
- выданная банком справка о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, во вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств;
- сведения о полученных физическим лицом доходах и об удержанных суммах налога за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом;
- сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
- копия решения о признании гражданина безработным, выданная государственной службой занятости населения;
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), СНИЛС, копия паспорта;
- копия свидетельства о заключении брака;
- копия свидетельства о расторжении брака, если оно выдано в течение трех лет до даты подачи заявления;
- копия брачного договора;
- копия соглашения или судебного акта о разделе общего имущества супругов, соответственно заключенного и принятого в течение трех лет до даты подачи заявления;
- копия свидетельства о рождении ребенка, если гражданин является его родителем, усыновителем или опекуном;
- справка из налоговой об отсутствии регистрации в качестве ИП. Документ, подтверждающим отсутствие статуса ИП должен быть получен не ранее чем за пять рабочих дней до даты подачи в суд гражданином заявления о признании его банкротом.
Также нужно составить опись имущества. В описи имущества указывается все имущество, принадлежащее должнику на праве собственности. При этом в опись не включается следующее имущество:
- жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
- земельные участки, на которых расположены расположено единственное жилье, не обремененное ипотекой;
- предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
- продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;
- средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
- призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.
Также оформляется список кредиторов. В списке кредиторов указываются все лица, перед которыми у должника имеются долги. Указываются основания появления долгов (, кредитные договоры, расписки, решения суда, мировые соглашения, договоры, исполнительные листы, алименты и т.п.).
В списке должников указываются лица, у которых есть задолженность перед должником-заявителем.
В данном перечне я только перечислил список документов. Подробно о том, где и какой документ можно получить я указал в статье по ссылке.
Шаг 2. Подготовка заявления.
В заявлении указывается полностью ФИО и адрес должника, его паспортные данные, ИНН и СНИЛС, а также арбитражный суд, в который оно подается. Арбитражный суд определяется исходя из места регистрации должника (адрес прописки должника). Правильное название арбитражного суда можно посмотреть на сайте этого суда.
Само заявление должно соответствовать требованиям ст. 125, 126 АПК РФ.
В конце заявления ставится подпись и дата, все приложения к заявлению также должны быть приложены. Заявление может быть подписано как самим должником, так и его представителем, действующим на основании доверенности (в этом случае к заявлению прикладывается доверенность).
Если среди приложений нет какого-то документа, то его необходимо включить. Если какой-то документ отсутствует, то его, соответственно, необходимо исключить из списка.
Образец заявления о банкротстве можете посмотреть по ссылке.
Шаг 3. Выбор финансового управляющего.
В заявлении в обязательном порядке указываются сведения об организации СРО (наименование, адрес и ИНН), из состава которой должен быть избран финансовый управляющий. Без таких сведений заявление может быть оставлено судом без движения.
В настоящее время в России свыше 50 СРО. Их список можно уточнить на сайте банкрот-федресурс. В настоящее время Верховный суд РФ запретил прекращать дела о банкротстве в связи с отсутствием финансового управляющего. Судам рекомендовано направлять запросы во все СРО и ожидать ответа от них всех.
О том как найти арбитражного управляющего мной было рассказано в статье по ссылке.
Шаг 4. Уведомление кредиторов.
До момента подачи заявления о банкротстве в суд необходимо направить его всем кредиторам (тем, перед кем имеется задолженность) по почте вместе со всеми приложениями (не прикладывается только документы, подтверждающие оплату пошлины и те, которые имеются у кредитора). Данное требование вытекает из ст. 126 АПК РФ, поэтому о том, чтобы не уведомлять кредиторов речи не может идти, так как в этом случае суд оставит заявление без движения, а если документов об уведомлении не представить, то вернет заявление заявителю.
Документы направляются Почтой России каждому кредитору отдельным письмом с описью вложений (уведомление о получении – обязательно). Чек об отправке и опись необходимо в обязательном порядке сохранить, они будут приложены к заявлению о банкротстве в дальнейшем.
Уведомляются все кредиторы, вне зависимости от их количества (хоть их даже и 1000).
Шаг 5. Оплата госпошлины и вознаграждения фу на депозит суда.
При подаче документов уплачивается госпошлина в размере 300 рублей и 25 000 руб. на депозит суда для вознаграждения арбитражного управляющего. Реквизиты для оплаты госпошлины и депозита суда можно увидеть на сайте соответствующего суда.
В случае, если у должника не имеется возможности оплатить госпошлину, депозит суда, он может требовать рассрочки или отсрочки ее уплаты, приложив соответствующие документы, подтверждающие недостаточность имущества для оплаты пошлины (отсутствие денежных средств на расчетных счетах, соглашение о расторжении трудового договора). Образец заявления об отсрочке можете почитать по ссылке.
В некоторых судах просят внести еще 15 000 руб. на депозит суда для несения расходов управляющим (на публикации, почту и т.д.). Тут достаточно показать имущество на эту сумму (например, старый автомобиль, ноутбук или телевизор).
Шаг 6. Подача документов в суд.
Документы подаются в арбитражный суд по месту нахождения (регистрации) должника.
Электронная система «Мой арбитр» также принимает заявления о признании несостоятельным (банкротом), также подача возможна через канцелярию суда или по почте.
Стоит обратить внимание, что к заявлению в обязательном порядке должны быть приложены все документы, подтверждающие направление заявления каждому из кредиторов (почтовые чеки об отправке и опись почтовых документов).
Также к заявлению нужно приложить все документы, из которых следует возникновение задолженности (дебиторской или кредиторской) – судебные решения, постановления, договоры и т.п.
Подача заявления через канцелярию осуществляется в 2-х экземплярах (один с приложениями – для суда, на другом – в канцелярии будет поставлена отметка о принятии). При направлении заявления по почте или через «Мой арбитр» достаточно одного экземпляра.
Все документы, приложенные в копиях, должны быть заверены заявителем на каждом листе. Заверяется следующим образом: «Верно, должник ФИО, дата, подпись» (документы, направляемые кредиторам заверять не нужно)
Если у вас есть вопросы, задавайте на электронную почту sob.arb.lawyer@gmail.com.