Найти в Дзене
Гипервизор ПроЭк

Mare Liberum или эпоха великих открытий

"Traveling without moving"
"Traveling without moving"

О постижении известного мира как шара, о том, как его поделили между собой портульцы и испанцы, о Голландской Ост-Индийской кампании и "свободном море" Гуго Гроция

Взгляд в прошлое. На Европейскую цивилизацию надвигается буря, которую историки будущего назовут эпохой Великих географических открытий. В основании этих фундаментальных исторических процессов стоит парусное судно, пронёсшее на своей палубе первооткрывателей по всему миру — каравелла.

Европа, XV-XVI века.

Португальцы огибают Африку и выходят в Индийский океан; на деньги испанских католических королей Изабеллы и Фердинанда Христофор Колумб достигает Багамских островов; по возвращении Колумба заключается Тордесильясский договор и мир делится между Испанией и Португалией на сферы влияния по «папскому меридиану»; приходит понимание того, что Новый свет — это не Индия, и подданные испанской Короны начинают конкисту — колонизацию Америки и уничтожение местных империй.

Между тем португалец Васко да Гама открывает прямой торговый путь в Индию, и португальцы вскоре достигают «Островов пряностей» и Китая; а португалец Фернан Магелан (на испанской службе) в поисках западного пути в Индию совершает свое кругосветное путешествие; через несколько лет после завершения кругосветной экспедиции и осознания того, что Земля — шар, в дополнение в Тордесильясскому заключается Сарагосский договор, в котором устанавливается демаркационная линия между сферами влияния обеих морских держав теперь уже в восточном полушарии.

Карта мира с демаркационными линиями между Испанией и Португалией.
Карта мира с демаркационными линиями между Испанией и Португалией.

Договоренности двух стран не становятся универсальными - страны северной Европы их не признают и начинают поощрять каперство (пиратство). Наступает время пиратов Карибского моря и религиозных войн; начинается Восьмидесятилетняя война, которая неумолимо несет Европу к своему первому расколу — буржуазной революции и появлению Республики Соединённых Провинций Нидерландов (также известной как Голландия).

Конец XVI века.

Практически всю торговлю пряностями, ценившимися в Европе дороже золота, держат португальские и испанские купцы. У голландцев же выхода к сверхдоходным азиатским рынкам нет. Да и португальцы не собираются терпеть конкурентов, уничтожая голландские суда при любой возможности.

Логотип Голландской Ост-Индийский компания
Логотип Голландской Ост-Индийский компания

1602 год.

С целью исключения взаимной конкуренции между несколькими торговыми голландскими компаниями и совместного противостояния португальской, испанской и английской торговле решением Генеральных штатов Соединённых Провинций Нидерландов эти торговые компании объединяются, дав рождение Голландской Ост-Индийский компания (VOC, Vereenigde Oostindishe Compagnie).

Новая компания (со стартовым капиталом в 6,5 млн флоринов) основывает сеть торговых факторий, в том числе на мысе Доброй Надежды, Персии, Бенгалии, Малакке (ныне в составе Малайзии), Китае, Сиаме (ныне Таиланд), Формозе (ныне Тайвань). Акватория, охваченная деятельностью Ост-Индийской компании, простирается от мыса Доброй Надежды на западе до Магелланова пролива на востоке. Нидерланды (Голландия) выдвигаются на главную сцену истории как передовая морская и колониальная держава Европы. Ост-Индийская компания становится государством в государстве, обладая не только монополией в ведении внешней торговли, но и правами на заключение международных торговых договоров, мореплавания, беспошлинной транспортировки товара в метрополию, создания укреплённых прибрежных крепостей, ведение судопроизводства, содержания вооружённых сил и военного флота.

Голландская Ост-Индийская компания становится по сути первой акционерной компанией в мире, так как впервые предлагает своим учредителям нести долевую ответственность (и соответственно принимать долевое участие в распределении прибыли) за судьбу парусников, отправляющихся на поиски новых земель, сокровищ и пряностей, ценившихся тогда в Европе дороже золота.

1603 год.

Нидерланды (Голландия) находится в состоянии войны с Испанией и Португалией. Адмирал Якоб ван Хемскерк (служащий Объединённой Амстердамской Компании, которая входила в Голландскую Ост-Индийскую Компанию) захватывает португальское судно «Санта Катарина» водоизмещением 1500 тонн, перевозившее груз китайского фарфора. Несмотря на то, что адмирал не имел права на использование силы, многие из акционеров компании не желают расставаться с грузом стоимостью 3,5 млн гульденов. Даже несмотря на официальное состояние войны между Соединенными Провинциями и Габсбургами, в состав империи которых входила Португалия, захват судна вызывает международный скандал.

С одной стороны, часть членов Голландской Ост-Индийской Компании, равно как и правительство, выступают против нападения, которое в действительности не имело политического подтекста и было лишь личным решением командира голландского корабля. С другой стороны, в мировой практике на тот момент не существует соответствующих законов, регламентирующих морскую торговлю и взаимоотношения между морскими державами. Для разрешения сложившейся ситуации и с учетом международной напряженности голландское правительство обращается к юристу и официальному историографу страны — Гуго Гроцию.

Портрет Гуго Гроция пера Михила Янса ван Миревелта
Портрет Гуго Гроция пера Михила Янса ван Миревелта

Результатом его измышлений становится объемный трактат, предварительно названный им «De Indis» («Об Индиях»). Одна (XII) глава этого трактата публикуется в виде памфлета под названием «Mare Liberum» («Свободное море») в 1609 году, а принципы, которые Гроций развил в этой работе, положат основу другой его работе, посвящённой международному праву, «De jure belli ac pacis» («О праве войны и мира») 1625 года.

Для разрешения спора Гроций прибегает к теории «естественного права», основы которого, по его мнению, португальцы нарушили своей несправедливой узурпацией власти на Востоке. А в главе о «свободном море» он выводит положение о том, что водное пространство является общей территорией для всего международного сообщества, а потому все народы свободны в использовании его для занятий морской торговлей.

Трактат опровергает политику Португалии под названием Mare clausum (с латинского «Закрытое море»), нацеленную на получение монополии на торговлю в Индийском океане. Концепция Mare clausum в её широком прочтении рушится, но вступившая в спор Англия выдвигает принцип, в соответствии с которым суверенитет над водами должен распространяться на прибрежные воды в пределах трех миль (расстояние выстрела пушки) — это расстояние потом увеличится и станет «территориальными водами» в международном праве.

Хотя Гроций много лет был юридическим рупором борьбы с Испанией, большинство своих идей он позаимствовал именно из естественного права и трудов католических испанских мыслителей XVI столетия. Однако Гуго Гроций создал современный синтез этих теорий, что сыграло решающую роль в становлении «нового» естественного права. Он первым попытался вывести его из сферы богословских спекуляций и направить в политическое и общественное русло.

Гроций определил примат человеческой личности в общественной жизни и установил различие между «правом» и «законом», которые до него никак не различались. Теперь же под «правом» понималось прирожденное право индивида, которое должно стать основой и опорой любого законодательства. Более того, Гроций считал, что сообщество людей имеет полное право само выбирать форму правления и границы действий верховной власти. «Народ может выбирать любой вид правления, ибо тот или иной правопорядок следует оценивать не с точки зрения преимуществ его формы, а с точки зрения осуществления воли людей». Несмотря на существование подобных идей в прошлом, закрепление принципа Гроция имело совершенно революционный характер.

Послесловие

Два столетия, описанные выше, — это очень важная веха в становлении современной цивилизации, наполненная конфликтами интересов, в первую очередь, коммерческих. На этом ярком историческом холсте сталкиваются государства, оказавшиеся на пороге новых, неизведанных, но уже открытых, территорий и богатств, которые эти территории сулят смелым и сильным. В этой погоне за новыми рынками и прибылью человечество осознаёт ограниченность реального мира (который раньше казался бесконечным), создаёт модели и формулирует концепции, которые определят развитие цивилизации на следующие четыре столетия, подводя нас к текущему моменту.

А что, если оглянуться и сравнить современную экономику, её технологический уровень и модель межгосударственных взаимоотношений с этим бурлящим прошлым? Быть может мы находимся в самом начале новой эпохи Великих открытий, но только не географических, как раньше, а информационных? В начале эпохи децентрализованных финансов, программируемых денежных потоков и автономных организаций (ДАО)! Разве не огромный Океан Киберпространства (информации и электронной коммерции )  стоит перед нами во всей своей машинной мощи, готовый преобразовать не только наш образ жизни, но и образ мышления — манящий нас богатствами новых Островов пряностей, новым Эльдорадо? Разве не ждут нас в портах новенькие каравеллы — умные-контракты и композитные алгоритмы новой программируемой экономики, распределенные реестры и цепи транзакционных блоков? Разве нет в этих морях пиратов и каперов на службе у противоборствующих Корон? Разве нет борьбы между этими Коронами за пользование водами Океан Киберпространства и торговыми путями, по которым течет конфиденциальная информация и товары? Сколько еще аллюзий?

Всё меняется, но остаётся прежним. Парадокс.

И в этом меняющемся, но таком знакомом мире разве не нужно нам осознать и оценить ту систему ценностей и регулирования, в рамках которой мы будем строить нашу дальнейшую жизнь? Какой она будет? Она будет новой.

Я создаю и отправляю в долгое путешествие по Mare liberum свой корабль — ДАО. С помощью умных контрактов заранее спроектированы все его внешние взаимодействия с другими судами; команда и капитан подчинены системе внутреннего корпоративного управления; судовые журналы заполняются автоматически; система распределения запасов в трюме во время путешествия и система распределения прибыли в конце пути чётко запрограммированы; основатели, команда и капитан согласны со всей моделью и полны энтузиазма.

Свободная торговля в цифровом океане программируемой экономики. Вот — моё право, вот — мой закон! Мой корабль поднимает флаг моего государства, но о своем гражданстве и налоговых обязательствах я вспомню тогда, когда мой корабль вернется в порт и принесёт прибыль. Моя реальная жизнь — на берегу. Но это потом.

А пока перед нами — Mare liberum!

Synoptic - e][machina

Статья впервые опубликована 27.01.2019 на моем Medium.

__________________

Подписывайтесь, чтобы видеть #ProEc!

"Mare Liberum" - канал в Телеграме

"Ассемблер ПроЭк" - чат в Телеграме