Девочка-волшебница Мадока оказала как положительное, так и потенциально отрицательное воздействие на жанр "махо-сёдзё", что очень напоминает влияние знаменитого произведения "Дон Кихот" на рыцарские любовные романы.
***Может содержать спойлеры***
Введение
Mahou Shoujo Madoka Magica (Девочка-волшебница Мадока) - это оригинальное аниме, произведенное студией Shaft и написанное Гэном Уробути. Начиная с его премьеры в 2011 году, сериал рекламировался как блестяще исполненное и высококачественное аниме, которое произвело революцию в жанре "махо-сёдзё" (девочка-волшебница). Сегодня мы поговорим о происхождении этого аниме и о том, как оно навсегда изменило ландшафт своего жанра.
Как это было до Мадоки
Махо-сёдзё -это известный жанр аниме, который включает в себя классику, такую как Сейлор Мун и Сакура — собирательница карт. Обычно завязка в махо-сёдзё заключается в том, что к маленьким девочкам является симпатичное волшебное существо, которое дает им невероятные силы. После этой сверкающей трансформации, они начинают бороться с силами зла. Эта базовая сюжетная линия в сочетании с идеализированными ценностями дружбы и любви были определяющими ориентирами для жанра до 2010 года.
Эта ситуация с Махо-сёдзё довольно похожа на обстановку, в которой появился известный роман "Дон Кихот". Чтобы понять это, требуется некоторый фоновый контекст. "Дон Кихот "(полное название "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский") - роман, написанный в семнадцатом веке Мигелем де Сервантесом. Он считается вершиной и самым влиятельным произведением всего испанского литературного канона. До этого момента в истории литературный жанр рыцарских романов был одним из самых популярных, особенно среди аристократов. Рыцарские романы характеризовались представлением классических рыцарских ценностей, таких как верность, вежливые манеры, чистая и преданная любовь к даме, что вызывало уважение и восхищение народа.
Как мы видим, обе ситуации характеризуются довольно популярным жанром (махо-сёдзё или рыцарский роман), который содержит некоторые основные элементы, независимо от того, относятся они к девочке-волшебнице или странствующему рыцарю, наряду с идеалистическими представлениями о сюжете и персонажах.
Однако оба эти статус-кво вскоре были нарушены.
Начало
Когда Акиюки Симбо рассказал Ацухиро Иваками, продюсеру Aniplex, о своем желании создать новый сериал о девочках-волшебницах. Они решили не адаптировать какие-либо существующие произведения, а вместо этого создать оригинальный аниме-сериал, который мог бы понравиться более широкому кругу зрителей, чем обычная аудитория жанра махо-сёдзё.
Иваками пригласил для работы над этим проектом самых опытных специалистов отрасли. Гэн Уробути, который ранее работал на таких зрелых аниме, как "Призрак: Реквием по Призраку" и Пираты "Чёрной лагуны", был нанят для написания сценария, а Умэ Аоки была поставлена задача разработать дизайн персонажей. Симбо позже завербовал Юки Кадзиуру для создания саундтрека, находясь под впечатлением от её более ранней работы над аниме "Портретом малышки Козетты".
Уробути получил свободу писать историю так, как он хотел. Единственной просьбой была кровавая история, где девочки-волшебницы появляются, а затем умирают одна за другой. Уробути специально заявил: "Я обратил внимание на аспекты, которые беспокоят или упускаются из виду в традиционном жанре махо-сёдзё. Я думал, что девочки-волшебницы, которые приобрели сверхчеловеческие способности, окажутся удалёнными от мира, что вызовет противоречивую реакцию.
Дар
В своих первых эпизодах Девочка-волшебница Мадока, казалось, следовала формуле жанра. Молодые девушки Мадока и Саяка встречают милое волшебное существо - Кюбэя, который предлагает им сделку: он выполнит любое их желание, а в обмен они получат магические способности и должны будут бороться со злыми ведьмами. После этого Девочка-волшебница Мадока быстро развивается от очаровательной беззаботной истории до гораздо более драматичного и запутанного сюжета, который исследует отношения, отчаяние, эгоизм и цену, которую волшебницы должны заплатить за исполнение своих желаний.
Аниме было намеренно преподнесено в невинной и чистой манере. Даже логотип названия был разработан с тонким и дружелюбным стилем. Кроме того, Уробути использовал свой аккаунт в Twitter, чтобы попытаться передать невиновность в сюжете. Темные темы сериала были замаскированы таким образом, чтобы стать полной неожиданностью для зрителей.
Эта преднамеренная антитеза очевидна во всех аспектах аниме: парадоксальное сопоставление темной и зловещей истории Уробути с очаровательными персонажами, разработанными Аоки, ярким и оптимистичным опенингом и более таинственными и торжественными оттенками саундтрека, невинностью первых эпизодов и отчаянием и эмоциональным опустошением в конце аниме. Таким образом, широко распространено утверждение, что Девочка-волшебница Мадока является блестящей "деконструкцией" и "реконструкцией" жанра "девочек-волшебниц".
Термин "деконструкция" в аниме не имеет общепринятого определения, но мы будем считать, что он означает перегонку сюжетного элемента и воссоздание его в других, более реальных сценариях, эффективно "ломая форму", установленную жанром и ожиданиями зрителя, возможно, сигнализируя о существующих недостатках в жанре. После этого есть потенциал для "реконструкции". Реконструкция принимает анализ и критические элементы, которые были выявлены деконструкцией, и модифицирует элементы, чтобы они напоминали свою первоначальную сущность, но более аутентичным способом. Это усиливает первоначальные ценности жанра, но они больше не идеализируются и могут существовать в более реалистичных сценариях. Во многих случаях этот процесс благоприятен для развития жанра и аниме в целом, так как он стимулирует творчество и раздвигает границы жанра.
Художественное произведение может быть одновременно и деконструкцией, и реконструкцией, и Девочка-волшебница Мадока - одно из них. Аниме сохраняет основные элементы жанра о девочках-волшебницах, но проливает свет на реальные проблемы, такие как цена выполнения ваших желаний, а также эгоизм и жестокость человеческой природы. В своих заключительных эпизодах аниме продолжает реконструировать жанр, утверждая, даже в отчаянном и трагическом мире, который оно создало, классические ценности жанра махо-сёдзё.
Конечный продукт - аниме, которое привлекает зрелую аудиторию. Если главной целью Shaft было махо-сёдзё, которое могло бы понравиться более широкой аудитории, они действительно достигли этого. Иваками заявил после премьеры, что зрительская аудитория оказалась даже шире, чем изначально ожидали авторы".
Точно так же, Дон Кихот представляет гораздо больше, чем пародию на рыцарские любовные романы, хотя обычно считающийся таковым. По мнению некоторых авторов, Сервантес нападает не на тип рыцарских романов как таковой, а на его недостатки. Дон Кихот деконструирует жанр, атакуя посторонние и загрязняющие элементы, и помещая нашего странствующего рыцаря в "реальный мир". Но мы также можем рассматривать это как реконструкцию, поскольку для некоторых критиков Сервантес пытается очистить и сохранить только реальную сущность Кастильского рыцарства, тем самым подтверждая истинные ценности этой профессии. Некоторые источники утверждают, что таким образом, вместо пародии, Сервантес на самом деле написал лучший рыцарский роман всех времен.
И по моему мнению, и по мнению многих других, Гэн Уробути написал одно из лучших, если не лучшее, махо-сёдзё аниме на сегодняшний день.
Проклятие
Когда Сервантес опубликовал "Дон Кихота", рыцарские романы уже теряли свою популярность, но рыцарь "Ламанчи" нанёс этим книгам "Coup de grâce" - "удар милосердия"(смертельный удар, наносимый поверженному противнику, чтобы избавить его от мучений). После публикации "Дон Кихота", другого романы в этом жанре появлялись крайне редко. Некоторые думают, что это было вызвано тем, что "Дон Кихот" был настолько жесткой пародией, но другие критики считают, что это было потому, что Сервантес написал рыцарский роман, настолько великий, что он никогда не может быть превзойден.
Произойдет ли что-то подобное с жанром девочек-волшебниц? Возможно, влияние Мадоки на аниме-индустрию будет отражать её путь от счастья к меланхолии в своем собственном сюжете.
Теперь мы уже не увидим этот жанр в его прежнем виде. Многие зрители будут смотреть последующие аниме о девочках-волшебницах, тоскуя по этим сложным и психологическим темам. Нравится нам это или нет, сравнение с Мадокой будет преследовать жанр долгие годы.
Девочка-волшебница Мадока установила слишком высокую планку? Два последующих аниме в жанре махо-сёдзё, которые пытались следовать концепции Мадоки - Герой Юки Юна и Проект по обучению волшебниц. На мой взгляд, и то, и другое не могут обеспечить такого же развития персонажей и психологической проницательности, как и их предшественники. Не будет преувеличением сказать, что, основываясь на популярности и рейтингах, с 2011 года ни одно другое аниме о девочках-волшебницах не вызвало такого же критического и популярного приема, как Девочка-волшебница Мадока.
Вывод
Нравится вам творение Уробути или нет, бесспорно, что Девочка-волшебница Мадока оказала огромное влияние на жанр махо-сёдзё. Девочка-волшебница Мадока застала мир врасплох, в корне деконструировала и реконструировала собственный жанр, так же, как Дон Кихот Сервантеса сделал это с литературным жанром рыцарских романов четыре столетия назад.
Ясно, что это новое поколение аниме о девочках-волшебницах принесло необычайную пользу жанру, но приведет ли это к его гибели? Надеюсь, это просто паранойя. Несмотря на сходство в контексте обеих историй, есть достаточно различий, чтобы убедить меня, что жанр махо-сёдзё будет продолжать развиваться и изобретать себя. Позитивные элементы, которыми Девочка-волшебница Мадока наградила мир аниме, будут интериоризированы, еще больше подпитывая жанр и способствуя его росту.