Корпоративная культура нужна любой организации с численностью персонала более 5 человек, которая хочет стабильно и успешно развиваться без сюрпризов постоянной «текучести» кадров
Что такое корпоративная культура?
Это совокупность норм поведения и ценностей организации, которые могут быть гласными или негласными. Это то, что связывает коллектив воедино. То, что мотивирует работать сотрудников именно в вашей компании, а не у конкурентов.
Для чего нужна?
Многие руководители рассматривают корпоративную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать людей на достижение общих целей, увеличивающий доходность организации.
Корпоративная культура формируется двумя способами: стихийно и целенаправленно. Полагаться на стихийную — опасно! Так как ее невозможно контролировать и сложно исправить. Поэтому так важно уделять должное внимание внутренней культуре организации.
Элементы корпоративной культуры.
В каждой компании они свои, например:
- ценности – что является для компании наиболее значимым;
- понимание стратегических целей компании, в каком направлении она движется, и Вы вместе с ней;
- традиции – совместные праздники, мероприятия;
- корпоративный стиль – дресс-код, символика организации, интерьер, оформленный в корпоративных цветах;
- принятая символика: гимн, лозунги, ритуалы;
- система коммуникации – как принято общаться внутри отдела, за его пределами и с топ-менеджерами компании, и т.д.
Виды корпоративной культуры.
В зависимости от характера влияния корпоративной культуры на общую результативность деятельности предприятия выделяют «положительную» (в некоторых источниках «позитивную») и «отрицательную» («негативную») культуры.
• Положительная способствует эффективному решению проблем и росту производительности, стимулирует результативность деятельности предприятия и его развитие, является источником принятия грамотных управленческих решений.
• Отрицательная культура — источник сопротивления и общего хаоса, может препятствовать эффективному процессу принятия решений, общему функционированию предприятия и его развитию.
Рассмотрим одну из многих теорий корпоративной культуры на западе, например, по Зонненфельду. Здесь ученый выделяет четыре основные разновидности:
“Бейсбольная команда”. В этой корпоративной культуре есть место ключевым сотрудникам, за которых ведется ожесточенная борьба на рынке труда. Они чувствуют себя достаточно свободно, а потому работодатели делают все возможное, чтобы удержать их в организации. Работники с невысокими личными и профессиональными показателями быстро покидают фирму.
“Клубная культура”. Подразумевает лояльное отношение сотрудников к друг другу и организации. Созданы благоприятные и стабильные условия. Сотрудники с большим стажем всячески поощряются. Каждый сотрудник проходит долгий, но планомерный путь, в ходе которого познаются все тонкости работы организации.
“Академическая культура”. Подразумевает набор в организацию молодых перспективных сотрудников, которые нацелены на долгосрочное сотрудничество. Данная культура подразумевает ограниченное развитие личности сотрудника и препятствует миграции персонала между различными подразделениями.
“Оборонная культура”. Эта разновидность подразумевает отсутствие какой-либо гарантии постоянного трудоустройства и карьерного роста. Это нестабильные предприятия, которым часто приходится проводить реструктуризацию и сокращать персонал, чтобы подстроиться под внешние нестабильные условия.
Если же рассматривать типы российской организационной культуры, то выделяют следующие: «друзья», «семья», культура «начальника».
Тип «друзья» характерен для фирм, создаваемых в годы перестройки, когда открывались возможности для создания новых структур, для смены сферы деятельности. Пробиться в новой сфере в одиночку было очень трудно, люди чувствовали себя неуверенно, и поэтому они привлекали в свои фирмы друзей и близких. В коммерческой деятельности друзья стремились, прежде всего, сохранить дружбу, но организационные цели рано или поздно входили в противоречие с культурой межличностных отношений и разрушали их, дружба превращалась в соперничество и даже ненависть.
Организация с типом «семья» характеризуется жёсткой иерархией, существуют роли отца и матери, старших и младших сестёр и братьев. Взаимоотношения основаны на чувствах, полное отсутствие каких-либо официальных правил. Как правило, при жёсткой статусной иерархии обязанности и функции не распределены.
Культура «начальника» характеризует тот факт, что в России существует страх перед начальником, руководителем. В то же время все проблемы организации связывают с ошибками вышестоящего руководства. Руководителей принято считать некомпетентными, а иногда просто глупыми. Сотрудники верят, что в других компаниях есть хорошие руководители, которые могли бы всё изменить и сделать лучше. В результате люди на всех уровнях иерархии ругают вышестоящих, при этом ощущая свою реальную беспомощность.
Кому нужна корпоративная культура?
Любой организации с численностью персонала более 5 человек, которая хочет стабильно и успешно развиваться без сюрпризов постоянной “текучести” кадров.