Как знакомить с новым числом? Почему важно присчитывание? Зачем обучать составу числа?
Каждое новое число вводим присчитыванием (прибавлением) единицы к предыдущему.
У тебя одно яблоко, я тебе дам ещё одно. У тебя стало два яблока. Аналогично знакомят с 3,4,5…
Присчитывание к предыдущему определяет место нового числа в ряду. Это очень важное условие как для объяснения значения числа, так и для формирования навыков порядкового счета. Отрабатываем состав для каждого числа.
Итак, 2 это 1 и 1, 3 это 1 и 2, 2 и 1, 4 – 1 и 3, 2 и 2, 3 и 1 и т.д. Здесь нам на помощь придёт изготовленный дидактический материал, а также игрушки, предметы обихода, вырезанные из картона разноцветные геометрические фигуры, с которыми пришла пора познакомить ребёнка. Арифметические действия должны проводиться только с использованием наглядности. У тебя в корзине 3 гриба. Ты нашёл ещё один. Сколько грибов стало в корзине? На дереве 3 жёлтых яблока и одно красное. Сколько яблок на дереве? На дереве было 5 яблок. Одно упало на землю. Сколько яблок осталось на дереве?
Состав числа - главное понятие, на котором держится вся система арифметических действий. Если элементарные вычисления легко провести с помощью присчитывания, то сложение и вычитание с переходом через десяток невозможно без знаний состава числа.
К 7 прибавляем 8. Если раскладывать это действие на алгоритм, то мы должны определить состав числа 10, в которое войдет 7. 10 это 7 и 3. Дальше мы вспоминаем состав числа 8 (с 3). 8 это 3 и 5. 7+8 = 7+3+5.
Разумеется, вычисления доводятся до навыка, но без знаний состава числа невозможно объяснить сам алгоритм.
В статье использован фрагмент моей книги "Гениальный дошкольник. Азбука для родителей".