Найти тему
Cай-фай ревью (SFR)

"Репродукция" — разочаровывающие уроки биологии с Киану Ривзом

Оглавление

Не в первый раз плохой сценарий губит потенциал отличного фильма с хорошими актёрами.

Постер с дразнящим слоганом.
Постер с дразнящим слоганом.

Но "Репродукцию" (2018) я ждал особенно: научно-фантастический триллер о нейронауках, где отважный учёный идёт на противоестественный поступок ради близких, в главной роли Киану Ривз, сносные спецэффекты в интригующем трейлере... (трейлер в конце текста)

Я даже сперва не поверил низким оценкам на Rotten Tomatoes и Кинопоиске, решив, что критики и зрители просто не оценили историю нового Франкенштейна. Да всегда стоит самому посмотреть и убедиться.

Реплика и репродукция

По сюжету, в недалёком будущем биолог Уилл Фостер (Киану Ривз) занимается в корпоративной лаборатории в Пуэрто-Рико картированием мозга — созданием точной копии (в фильме называют "слепком") структуры мозга человека, чтобы его можно было сохранять и переносить в синтетическое тело. Это необходимо, например, в случае смертельного ранения у человека, в котором не задет мозг.

Опыт, который Уилл и его коллега Эд ставят в начале фильма, показывает, что технология рабочая. Однако подопытный, оказавшись в синтетическом теле, пытается покончить с собой, так как не может "преодолеть кризис переноса сознания".

Именно мыслью о нетравмирующем переносе сознания в искусственное тело занят ум Уилла, когда он вместе с семьёй отправляется в небольшой отпуск. В дороге их застаёт непогода, автомобиль с Фостерами — Уиллом, его женой Моной (Элис Ив) и тремя детьми — попадает в аварию и оказывается под водой. Выживает только Уилл.

Снедаемый отчаянием, он связывается с Эдом, чтобы попросить о помощи в создании слепков сознания его мёртвой семьи и выращивания их клонов.

Эд крадёт из лаборатории дорогостоящее оборудование. Клоны будут созданы за 17 дней — за это время Уиллу предстоит поменять их воспоминания, вычеркнув одного из членов семьи... ведь оборудования сразу на всех не хватит.

Brain Damage

Клоны? Серьёзно, они появляются в фильме чересчур внезапно.

Эд не упоминает их во время опыта, из завязки следует, что он работает с Уиллом над созданием коннектома — описания нервных связей — и экспериментов с загрузкой слепка в синтетическое тело. А после аварии вдруг оказывается, что они ещё и клонов создают.

Одна из немногих забавных отсылок: сверху — "Репродукция, снизу — "Джонни-мнемоник".
Одна из немногих забавных отсылок: сверху — "Репродукция, снизу — "Джонни-мнемоник".

Другое дело, что клоны родных Фостера напрямую связаны с "прорывом" в его работе — во время их "созревания" он понимает, как правильно переносить человеческое сознание в искусственное тело, чтобы после робот не пытался покончить с собой.

У фильма очень много проблем. Местами меня ужасно разочаровал персонаж Киану Ривза — то он хладнокровный учёный, то отчаявшийся муж и отец, а то нервный школяр, который требует от коллеги невозможного — и все эти образы скачут, сменяя друг друга за минуты.

Порадовал Эд, сыгранный Томасом Миддлдитчем ("Кремниевая долина") — его персонаж поддаётся хоть какому-то анализу. Все остальные герои максимально упрощены, люди-функции, которые нужны лишь для движения сюжета и диалога с Уиллом.

Признаюсь, возможно, я связывал с фильмом слишком большие надежды — я давно его ждал, однако увидев очень низкие рейтинги и нелестные отзывы, оттягивал момент, чтобы посмотреть.

В фильме есть отличные сцены, которые действительно хороши, детали, ради которых можно было бы похвалить "Репродукцию".

Например, когда Фостер ждёт появления клонов, ему необходимо создавать иллюзию активной жизни его семьи. Так он лезет в e-mail'ы супруги и мессенджеры детей, отвечает на письма и распросы. Этот момент можно было бы углубить, но создатели фильма просто прогнали нас дальше по сюжету, едва обратив внимание — а ведь через эту сцену можно было бы показать степень отчаяния Уилла, страх перед неудачей с клонированием, скорбь из-за выбора...

Финал картины неплох, но просто меркнет на фоне сценарных просчётов. Создатель истории в "Репродукции" как будто не может определиться с тем, на что сделать акцент.

В начале Уилл с Моной обсуждают неудачи на его работе. Мона высказывает мысль, что "людьми нас делает что-то большее", например, душа. То есть задаётся вопрос для идейного конфликта — ведь то, чем занимается Уилл, явно построено на одной из нейробиологических теорий сознания.

После Фостер совершает якобы крайне сомнительный с морально-этической точки зрения поступок, воскрешая семью из мёртвых, да ещё и отредактировав их память.

Однако и события сразу после аварии, и концовка показывают, что Уилл был прав с самого начала — его теория работает, нужно лишь кое-что подредактировать, и всё.

Получается, в самом начале нам намекают на какой-то конфликт между душевным и телесным, на какие-то невероятные этические подвиги Уилла, но на деле ничего не произойдёт — герой Ривза делает то, что делал на работе, пусть и с некоторыми оговорками. А раз всё кончается хэппиэндом, значит, он всё сделал правильно, а слова Моны в начале фильма — просто слова, пустая реплика в воздух.

Новый Железный Дровосек?
Новый Железный Дровосек?

И вот от этой разбалансированности, повествовательной неровности научно-фантастические события в "Репродукции" выглядят лишь способом продвинуть сюжет вперёд, за ними ничего не стоит.

(Не)новый Франкенштейн

А ведь в истории Уилла Фостера можно без труда найти параллели с судьбой Виктора Франкенштейна. И он, и Уилл вроде бы создали живых существ из ничего, поправ и божественные законы, и законы природы (пусть и "Репродукция" спекулирует биологическими теориями).

В романе "Франкенштейн, или Современный Прометей" (1818) Виктор поплатился за свои действия, его чудовище натворило множество бед, все были несчастны — и читатель понимает, к чему ведёт не ограниченное этическими рамками познание, и видит конфликт из-за попыток Виктора взять на себя божественные функции.

В "Репродукции" единственный намёк на конфликт никак не развивался — герои просто решают проблему со злой корпорацией и уходят в закат, не имея никаких психологических последствий переноса сознания и редактирования памяти.

Создателям фильма, к примеру, стоило построить конфликт вокруг набожности семьи героя и факта биологической смерти, клонирования, кризиса переноса сознания. Однако никаких намёков на то, что они хоть как-то обеспокоены экспериментами отца, нет.

Или стоило расширить страшные подробности переноса сознания в искусственное тело, показать, например, каково это, когда тело онемело, когда не чувствуешь ни тепла, ни холода, не можешь закрыть глаза и дышать...

Так бы у героев истории были вес и глубина, а коллизия не была бы ограничена открытием Уилла и финансовыми интересами корпорации. "Репродукция", несмотря на потенциал, не прыгнула выше одноразовых сай-фай триллеров, на которые идут в кино, когда билеты на остальные сеансы раскуплены.

3 разрывающих себя на куски робочеловека из 10 за задумку (которую может быть кто-то когда-нибудь всё-таки воплотит), за Миддлдитча (который молодец), и за не самый плохой финал (до хэппиэнда).

Возможно, вам стоит посмотреть, чтобы составить собственное мнение.

Если понравился текст, ставьте "лайк" и подписывайтесь — это помогает в развитии канала, а ведь дальше будет ещё интереснее!
Если не хотите пропускать новые тексты, подписывайтесь на Telegram-канал "Сай-фай ревью".