Найти тему
Александр Залесов

«Марвел» создала почти идеальное не-кино. Почему мы неправильно рассуждаем о финале «Мстителей»

Источник картинки vox.com
Источник картинки vox.com

Привет, ребята! На связи Саша, ваш кинообозреватель.

Небольшое предупреждение. Я не фанат фильмов «Марвел», но я всегда был поклонником жанра приключенческого кино. И многие фильмы в линейке Марвел — это отличные приключенческие картины: «Железный человек», первые «Мстители», «Тор: Рангарёк». Их можно смотреть и не имея никаких дополнительных знаний о героях или комиксах. Просто отличное, весёлое, продуманное кино. Но все вместе они — нечто совсем другое, практически никак не относящееся к кинематографу.

«Марвел» впервые в истории намеренно строила огромную вселенную. Это было не творческое решение режиссера, а продуманный продюсерский проект — построить империю. Да, во всех рекламных интервью вам будут объяснять, что хотели рассказать светлую историю о добре, мужестве и прочие красивые слова. Но это очевидный факт, что главная мотивация у огромной корпорации (напомню, что Марвел принадлежит Диснею) только одна — создать масштабный коммерческий продукт. Заработать как можно больше денег.

Всего за один месяц финал «Мстителей» собрал столько, сколько «Титаник» за всё время с 1997 года
Всего за один месяц финал «Мстителей» собрал столько, сколько «Титаник» за всё время с 1997 года

Когда задача поставлена, осталось только найти её правильное решение. И тут всё пошло по заветам Стива Джобса — надо создать огромную фанатскую базу. Потому что фанаты — ваши лучшие покупатели. Они покупают всё, всегда, везде. Фанаты покупают даже плохие, на взгляд обычного человек, вещи. Они могут отдать 1000 долларов за маленький символ и будут счастливы. Фанаты — сила.

Поэтому изначально смысл был совсем не в том, чтобы рассказать важную историю, донести какую-то мысль, выразить что-то. Смысл только один — построить огромное фанатское сообщество, которое будет покупать. И эти масштабные фильмы-Титаники, которых уже 22 в линейке «Марвел», лишь один шаг на пути к этой цели. В ход пошло всё: сериалы, игры, наборы Лего, развлекательные программы на телевидении (у некоторых роликов миллионные просмотры), детские игрушки, мерчендайз. Сейчас Марвел — это главная и почти единственная корпорация для ребенка от 7 до 17.

Так что когда мы говорим, что «Мстители: Финал» — это кульминация киновселенной, мы ошибаемся. «Финал» — это крыша огромного здания для зарабатывания денег. Продуманный до мелочей фансервисный проект, который задуман так, чтобы его любили фанаты. Он создан только для фанатов.

Персонаж Капитан Марвел нужен был в «Финале» всего лишь для двух сцен. В одной она выполняет сюжетную функцию, а во второй — фансервисную
Персонаж Капитан Марвел нужен был в «Финале» всего лишь для двух сцен. В одной она выполняет сюжетную функцию, а во второй — фансервисную

Представьте, что на «Финал» пришёл обычный зритель, который до этого никогда не смотрел ничего из «Мстителей». Поймет ли он что-то? Конечно. Он поймет, что есть хорошие парни против плохого парня. Но кто эти герои, какая у них история, какие проблемы, какие конфликты — всё это остаётся за кадром. Большая часть шуток и отсылок останутся для такого зрителя пустым местом. Целые сцены потеряют всякий смысл, потому что в них появляются персонажи из других фильмов, которые никак не представляют себя и не объясняют свои действия.

У такого зрителя ровно два выхода: забить или попытаться разобраться. А это значит, посмотреть хотя бы половину из предыдущих фильмов. А это значит, снова отнести деньги в Марвел (да, это в России сильно пиратское движение, а в остальном мире за кино платят). Смысл такой схемы похож на игры с постоянной покупкой дополнений. Ты смотришь кино за одну плату. Но чтобы получить «полноценный опыт», нужно докупить остальные части. Тебе не показывают всю историю целиком, а продают по кусочкам, чтобы ты заплатил за каждый.

Далекий 2014 год. Главный продюсер «Марвел» Кевин Файги представляет план студии на следующие несколько лет. Он называет эта «третья фаза». Сейчас третья фаза почти завершилась, надо только дождаться второго фильма про «Человека-паука».


Многие тут могут возразить: «Это справедливо. Мы платим за фильм и получаем фильм. Заплатили за 22 фильма, получили 22 фильма. Всё честно». Да, когда фильм является самостоятельным произведением это верно. Ты платишь за фильм как за отдельный кусок искусства, за историю. Но когда история разбита на 22, прописью, двадцать два фильма, каждая картина в отдельности уже не может считаться самостоятельной. Марвел в такой ситуации похожи на рассказчика, который говорит: «За 5 рублей расскажу историю». Вы даете пять рублей, он начинает: «Давным-давно были могучие "Мстители", они убивали всех направо и налево и расправились с хитрым Локи, но тут...Дай пять рублей и услышишь продолжение». И так далее.

«Финал» — не фильм, в привычном нам смысле. Это успешное завершение всего проекта «Мстители», который был задуман и построен продюсерской рукой Кевина Файги. Цель — создать самое масштабное фанатское сообщество, на котором можно почти бесконечно делать деньги. Предыдущие франшизы не могли похвастаться такой хваткой и твердостью. «Гарри Поттер» в кино всего лишь экранизировал книги, как и «Властелин колец». «Матрица» была художественным вдохновением братьев Вачовски, как и «Звездные войны» Джорджа Лукаса. Каждая франшиза до Марвел полагалась на старые методы и не ставила себе амбициозных коммерческих целей. Фанатское сообщество всего лишь было приятным (а иногда — не очень приятным) сопутствующим элементом. Но «Мстители» задумывались так, чтобы от них фанатели. Это и есть сущность «Финала» — возможность для миллионов людей пофанатеть.

Что читать, если вам понравилась эта статья:

— Объясняю, что не так с третьей серией «Игры престолов» и почему она может стать худшей в сериале
Топ серий советского «Шерлока Холмса». От худшей к лучшей
— Андрей Тарковский — о том,
что такое настоящее кино