Верховая езда — панацея от любых болячек
Те, кто хоть однажды бывал в Кавминводах, прекрасно знают уникальные по своей красоте и величественности пейзажи. Лучший способ оценить и прочувствовать эту красоту — неспешная прогулка верхом по живописным горным склонам
и ущельям. Скромный конный прокат «Гунн» довольно известен
и хворым людям, и любителям активного отдыха со всей России. Его создатель — Расул Эркенов. Ему 53 года, и он не представляет своей жизни без лошадей. В свое время именно лошади помогли ему встать на ноги, причем не только
в переносном, но и в самом прямом смысле.
Жизнь с нуля
Расул родился в Карачаево-Черкесии, в селе Красный Курган, что неподалеку от Кисловодска. Поначалу его судьба мало чем отличалась от типичной для этих мест: школа, армия, техникум, свадьба, дети. Но
в 26 лет он заболел гриппом, который дал осложнения и перешел в крайне тяжелую форму. Агрессивное лечение антибиотиками сделало только хуже: Расул слег. Не помогало ничего — ни терапия, ни лекарства, ни смена климата. В таком состоянии, буквально между жизнью и смертью, он находился больше 10 лет! К местному лекарю — старику Алхазу — обратился случайно, уже без особой надежды. Тот посоветовал отвар из 30 трав. И это помогло.
Впрочем, выздоровление принесло новые проблемы. Нужно было как-то кормить семью. Но времени было потеряно много, найти приличную работу — сложно. А с его списком ограничений после болезни — так
и вовсе нереально. «Я, можно сказать, с нуля тогда жизнь начинал, — рассказывает Расул. — Помню, для начала новой жизни купил новые брюки, две футболки. И стал думать, что делать дальше».
Неожиданно пришла идея заняться организацией конных прогулок по живописным местам, коих в округе немало. Работа на свежем воздухе,
с лошадьми, которых он любил с детства, — чем не идеальное занятие?
Небольшую сумму занял у родственника. На эти деньги купил первого коня, упряжь сделал своими руками. Поначалу все строилось исключительно на голом энтузиазме и человеческих отношениях. Договорился с ребятами на конюшне местного хозяйства, привлек местных пастухов — те стали приводить своих лошадей. Выручку делили по справедливости. Так маленький бизнес робко и осторожно, как жеребенок, становился на ноги.
Сейчас у Расула в конюшне уже 30 лошадей — целый табун! В теплое время года от туристов нет отбоя — очереди выстраиваются. Чтобы снять напряжение и отвлечь отдыхающих от утомительного ожидания, Расул развлекает их разговорами: проводит «конный» инструктаж в самой что ни на есть артистичной форме, шутит, травит байки. Это он умеет!
Тонкости взаимопонимания
Сейчас сезон только начинается. Поэтому работы у Расула и его помощников немного. Тем не менее наш разговор вскоре прерывают: клиенты ждут. «Поехали! — говорит он. — Пообщаемся по дороге».
Я никогда раньше не ездил верхом, поэтому всячески пытался увильнуть от предложения и дождаться возвращения Расула из поездки с туристами. Но так до сих пор толком и не понял, как оказался на лошади...
И вот мы уже едем по степи. С нами семья из Петербурга — двое взрослых и мальчик лет семи. Его лошадь Расул держит за поводья — детям совсем уже самостоятельно, без пригляда инструктора, ездить не следует. Но мальчишка периодически канючит: «Дядя Расул, я смогу!..» Видно, что он уже вполне освоился. Да и сам я понимаю, что все не так сложно, как представлялось изначально, со стороны.
— Все дело в лошадях, — убеждает Расул. — У меня они проходят особый отбор. Смотрим на их характер: если конь с темпераментом, с норовом, нам такой совсем не подходит. Возможно, он отличный скакун, но здесь важны совсем другие качества.
Рассказывает, как общается с лошадьми, как находит с ними взаимопонимание. «Принято считать, что к лошади нужно относиться как к другу. Это не совсем правильно. Очень важно, чтобы животное видело
в тебе хозяина и беспрекословно слушалось и подчинялось, — это принципиальный вопрос безопасности. Ну вот посмотри...»
Он издает какой-то особенный крик, понятный только его четвероногим подопечным. Жеребцы срываются на бег, все мы, наездники — в ужасе… Но уже через десяток метров кони снова переходят на шаг. Так они не без удовольствия демонстрируют заезжим туристам свой скаковой потенциал, но — в строго ограниченных дозах. Для них это уже давно выработанная привычка. Оглядываюсь по сторонам: похоже, мои попутчики, как и я, счастливы вернуться к размеренному темпу езды.
Целебная сила с копытами
После часовой прогулки все мышцы тела гудят с непривычки, зато на душе — умиротворение. Запахи весенней степи, сена, конского навоза, флегматично фыркающие лошади, яркое солнце и легкий ветерок — теперь в этом находишь гармонию и очарование, которое трудно описать словами.
Идем пить чай. Расул признается, что лошади буквально спасли его: «После болезни у меня серьезные проблемы с желудком. Не могу много есть — как ком в горле. Но стоит немного проехаться верхом — аппетит отменный, никакого дискомфорта. И организм работает как часы».
Говорит, что и раньше слышал про иппотерапию (от греческого hippo — «лошадь»), но как-то не придавал этому значения. А теперь убедился на собственном примере. Так что про благотворное влияние лошадей на здоровье человека он готов говорить часами.
Оказывается, на Западе подобные методики реабилитации практикуются уже давно. Как минимум полвека. У нас в этом направлении видны только первые шаги.
Между тем даже непродолжительные прогулки на лошадях повышают мышечный тонус, улучшают кровообращение и даже каким-то (пока непонятным науке) образом снижают уровень сахара в крови у диабетиков. За счет того, что во время езды происходит активный массаж органов малого таза, отступают простатит, импотенция и женское бесплодие.
Лошади — удивительные животные: умные, чуткие, тонко чувствующие настроение человека. Просто находиться рядом, гладить их, кормить, разговаривать с ними — уже мощный заряд положительных эмоций.
А верховая езда способна решить или по крайней мере сгладить многие не только физиологические, но и психологические проблемы: повысить самооценку, снять напряжение, раскрепостить и, конечно же, подарить массу позитивных эмоций.
Рецепт счастья
Но по-настоящему сильный терапевтический эффект верховой езды проявляется у детишек, больных ДЦП, и они здесь — постоянные и чаемые гости. С благотворительными организациями, которые помогают таким детям, Расул начал работать несколько лет назад. Сначала были просто разовые акции, и речь об оплате даже не заходила. Но уже через год маленьких «пациентов» везли к Расулу едва ли не со всей России. Ему стали предлагать деньги.
— Но я просто не могу эти деньги домой принести, у меня внутренний протест! — признается конный «лекарь», расседлывая лошадей. — Прекрасно помню, каким я сам был беспомощным. Поэтому просто рад, что у меня сейчас есть возможность помочь. Возможность быть полезным, понимаешь?
Расул объясняет, что для детей с ограниченными возможностями это, по сути, восстановительные тренировки. Несколько таких занятий —
и невооруженным глазом виден прогресс. Ребенок лучше себя чувствует, увереннее двигается. Лошадь помогает найти и почувствовать центр тяжести, а именно с этим у детей, больных ДЦП, большая проблема. Ну
и, конечно, конные прогулки сами по себе вызывают неподдельный восторг. Причем не только у детей.
— Ребенок-инвалид — это большое испытание для родителей, — говорит Расул, и в его мудрых карих глазах появляется печаль. — Они ведь круглые сутки рядом, буквально привязаны к своему дитятке. Потому здесь,
у меня, родители радуются даже больше, чем дети! Для родителей это редкая возможность выехать на природу, расслабиться и наблюдать, как их ребенок получает удовольствие. Такие моменты бесценны, правда ведь?
Расул уверен, что от отношения каждого человека к своей работе,
к любимому делу зависит в конечном счете и общее благополучие
в стране. На этот счет у него простая философия. «Помнишь фильм «Собачье сердце»? Я думаю, как разруха начинается в головах, так
и наоборот — развитие. Поэтому, если можешь делать что-то хорошо, делай! А если это еще и радость будет людям приносить, считай, тебе крупно повезло: ты счастливый человек!»
Расул знает, о чем говорит, ведь он по-настоящему счастлив.
Николай ЖУКОВ