Оригинальность ничего не значит.
Даже если вы не слышали о книгах Джорджа Мартина, то наверняка слышали о сериале «Игра престолов», который на них основан. Сейчас идет уже четвертый его сезон на канале HBO, и почти вся страна, затаив дыхание, ждет воскресного вечера.
В недавнем интервью Rolling Stone Мартин рассказал о том, как возникают хорошие идеи и почему они работают:
«Идеи мало что стоят. У меня масса идей, я ни за что не успею их воплотить в жизнь. На мой взгляд, единственное, что важно — это исполнение. Я горжусь своими книгами, но не уверен, что когда-либо назову их чрезвычайно оригинальными. Посмотрите на Шекспира, который позаимствовал все свои сюжеты у кого-то еще. В своей «Песне льда и пламени» я беру идеи из Войны роз и из разного рода фэнтези, и все это как-то обрабатывается у меня в голове и в конце концов выливается во что-то, хочется верить, мое собственное».
Подчеркнем еще раз два принципа разработки идей, которые имеют смысл для делового человека.
1. Идеи сами по себе почти ничего не стоят. Значима лишь их реализация.
2. Оригинальность идеи не так уж важна — идею можно и позаимствовать.
В бизнесе важно лишь то, повышает ли идея ваши результаты. А откуда она взялась — это вопрос чисто академический.
Возьмем пример берлинского инкубатора стартапов Rocket Internet. Компании всего семь лет, а ее концепция — заимствовать чужие бизнес-модели — уже доказала свою эффективность. Вот что пишет о них New York Times:
«Rocket Internet перевернула традиционную бизнес-модель технологических компаний, собрав команду блестящих специалистов по финансам и менеджменту и вручив им деньги, необходимые для копирования уже успешных интернет-бизнесов и применения этих идей в других странах, в том числе на развивающихся рынках. С 2007 года Rocket поддержал больше 70 стартапов в полусотне стран, ежегодная выручка которых в общей сложности превышает $3 млрд».
Rocket Internet переступила через идею оригинальности, что создает резкий контраст с идеями, доминирующими в Кремниевой долине, где оригинальность воспринимается как главное оружие успешных стартапов.
Конечно, если у вас есть оригинальная управленческая или бизнес-идея, вовсе не нужно ее отбрасывать или забывать о ее защите. Но Мартин и основатели Rocket Internet доказывают, что аудитория вовсе не судит о продуктах по их степени оригинальности.