Феномен Баадера — Майнхоф
Это когнитивное искажение, которое возникает, когда вы узнаете нечто новое, а потом в короткий промежуток времени натыкаетесь на это посвсюду.
Я впервые столкнулся с этим искажением в возрасте 11 лет, когда прочитал "Трех мушкетеров", в течении недели после этого показали фильм по телевизору, в школе решили поставить пьесу, и я несколько раз слышал упоминание книги в разговорах друзей своих родителей.
Причиной этого феномена считается когнитивное искажение, которое называется "селективное внимание", наше сознание отбирает в первичную обработку ту информацию, которая кажется ему приоритетной.
Но на самом повышенная частота упоминания информации это иллюзия. Я и раньше встречал упоминания "Трех мушкетеров", но поскольку я не был знаком с книгой (и не был так впечатлен), то эта информация просто проходила мимо моего сознания как низкоприоритетная.
Однако иногда частота действительно повышается, но происходит это по причине популяризации явления и соответственно увеличивается упоминание в СМИ и соцсетях. Например меня уже задолбал инфошум про K-pop, хотя ни одной нормальной песни после "Гангнам стайл" я от корейцев не слышал.
Вот, что Вики говорит о происхождении термина:
"Название «феномен Баадера — Майнхоф» данное явление получило в 1986 году, когда американская ежедневная газета St. Paul Pioneer Press[en], издававшаяся в г. Сент-Пол, штат Миннесота, опубликовала историю одного из читателей. В ней рассказывалось о том, что знакомый отправителя в течение суток дважды услышал о ранее неизвестной ему «банде Баадера — Майнхоф» — немецкой леворадикальной террористической организации «Фракция Красной Армии», одними из лидеров которой были Андреас Баадер и Ульрика Майнхоф. Вскоре редакция газеты получила большое количество историй от других читателей, оказывавшихся в схожей ситуации, что поспособствовало более широкому использованию и распространению предложенного названия."
Подписывайтесь на мой телеграмм-канал о мышлении "Мозгошмыг Hunters" ( @bigbangmind ) https://t.me/bigbangmind
Ищу сам и рассказываю вам о маркетинговых манипуляциях, социологических исследованиях, психологии толпы, когнитивных искажениях и обо всем, что имеет отношение к работе мозга.
В формате канала есть гораздо больше возможностей, от опросов и шуток до коротких заметок и ссылок на интересные статьи и видео.