Существует такая категория музыкантов-перфекционистов, которые выпускают по одному треку в год, пытаясь сразу же приблизиться к эталонному звучанию. На практике оказывается, что треки действительно получаются неплохие, но до коммерческого звучания явно не дотягивают - а ведь времени было потеряно немало.
Еще одна категория - “пока не закончу трек, не буду начинать новый”. Это очень опасно, так как вы можете мучить одну и ту же работу годами. А потом узнаете, что ваш друг, с которым вы вместе начинали смотреть уроки Звука, уже выступает в Берлине и собирает компиляции на крутом лейбле.
Некоторые кидаются в другую крайность. 500 черновиков и ни одной завершенной работы - это очень распространенная проблема. У нас есть знакомый музыкант, который подавал большие надежды в 90х годах, но что-то случилось, и с тех пор (уже лет 20, да?) он плодит заготовки, бессмысленно поигрывая на своем своем Roland Jupiter. Но это, конечно, экстремальный случай.
Способность заканчивать треки, и делать это быстро - важный навык, без которого не стать полноценным музыкальным продюсером. В этой статье мы дадим несколько советов, которые могут помочь.
Ищите вдохновение
Это очень важный момент. Когда вы вдохновлены, трек пишется сам - главное успевать за потоком. А вот если, мучая себя, садиться за музыку в плохом настроении с установкой “вот прям щас я напишу хит” и мучить одну мелодию две недели, можно очень быстро потерять мотивацию. Но вдохновение - сложная штука, его не достанешь и не положишь на стол.
Слушайте больше любимой музыки, посещайте мероприятия, общайтесь с другими музыкантами, бросьте все силы на то, чтобы начать выступать, для начала в качестве диджея. Ходя на мероприятия, вы воспринимаете музыку на большом звуке и сразу можете получить множество идей, которые можно тут же записать текстом на телефон. Часто на следующий день уже хочется бежать в студию.
Выступая, вы вживую общаетесь с другими артистами, а зачастую это означает общение на тему музыкального продакшна, начало коллабораций, обмен опытом. Вы заряжаетесь и заряжаете, у вас загораются глаза и вы хотите творить. К тому же, получая отклик от танцпола, вы начинаете понимать, что именно работает лучше.
Подробнее о поиске вдохновения мы рассказываем в курсе “Психология творчества”.
Бросайте черновики, но возвращайтесь к ним
Не “пошло”? Бросайте трек и начинайте новый. Очень часто, вернувшись к брошенной работе через неделю, вы понимаете, что она очень хороша. Имейте в работе несколько треков одновременно. Бросайте что-то навсегда, если оно кажется вам совсем мертвым и лишенным идей.
В одном из курсов Никита поделился своей техникой: в конце он экспортирует каждый незавершенный трек в аудио. Когда он возвращается в студию, он переслушивает записанные отрывки и решает, к какому больше всего лежит душа на данный момент.
Ищите золотую середину между упорством и легкомыслием, и добьетесь своего.
Выйти из лупа
Это самый распространенный вопрос. Только непонятно, а зачем вам луп? Вы пробовали идти по ходу композиции, начать с интро или ямы, и плести историю? Может, это ваш вариант, именно поэтому вы и застреваете. Попробуйте разные способы, и посмотрите, что больше по душе.
Когда вы записываете луп, каким образом вы с ним работаете? Просто играете с инструментами и дописываете что-то в тему? Это правильно, но можно добавить в процесс немного осознанности, например: “Мне нужно три перкуссионные партии, два крутых лида, три атмосферы и 4 партии поспокойней”. Отдайтесь процессу творчества, но имейте план действий. Когда вы закончите луп, вы уже будете знать, что делать и куда пойдет каждая из партий.
Субтрактивная аранжировка
Продублируйте свой луп на длину всего трека, и выкидывайте партии, которые не нужны на том или ином этапе. Затем проработайте переходы, добавьте новые звуки, если необходимо.
Мотивируйте себя
Что нам нужно в данном случае? Результат. Качественная, хорошая работа. Вы ее не получите, если не будете завершать треки. Не будете заканчивать трек, не научитесь работать с автоматизацией, будете меньше знать о синтезе, груве и обработке, не прокачаете композицию и аранжировку, и, самое главное, даже не приблизитесь к сведению. А это означает, что в будущем вам придется потратить много времени на освоение этой науки вместо того, чтобы развивать все равномерно. Экономьте свое время, тратьте его с умом. Держите этот момент в голове, и у вас будет больше мотивации.
Через силу
Иногда нужно просто сказать себе: “Хорошо, я застрял на этом моменте, мне ничего не нравится на этом этапе трека, тогда добавлю, что могу, и буду двигаться дальше”. Может, этот кусок трека будет звучать ужасно, зато вы дойдете до конца. Возможно, после окончания работы к вам придет идея, как его доработать. Но вы получите то, что вам нужно: законченный трек. С постоянной практикой сложных моментов будет становиться все меньше.
Не перестарайтесь
Возможно, ваш “незаконченный” трек уже давно закончен. Бьетесь над какой-то частью почти завершенной работы? А если ее вообще вырезать? Пусть ваш трек будет короче, зато это будет концентрированное качество. Многие топовые артисты играют треки по 3 минуты, просто не выпускают их, либо дорабатывают позже. Возможно, его стоит вообще бросить, как есть. Дайте послушать друзьям: если они ничего не заметили, значит вся “незавершенность” в вашей голове. Трек невозможно окончательно довести до конца: всегда найдутся моменты, которые вам не нравятся, а перемещение партий и поиск новых вариантов могут ухудшить звучание и аранжировку.
Ставьте дедлайны
Знаете, какая примерно средняя скорость написания одного хорошего трека? Три дня. Конечно, это творческий процесс, и бывают разные ситуации. Но если серьезно, то ваше вдохновение по конкретной композиции просто иссякнет через довольно короткий срок, и начнутся мучения. Ставьте комфортный дедлайн, пусть это будет неделя. Осознанно спешите, цепляйте вдохновение и скользите на нем, как серфер по волнам. Когда трек будет завершен, оставьте его в покое на несколько недель. Когда вы вернетесь, вы услышите его заново, исправите ошибки и сможете приступать к сведению.
Мы собрали эти советы из собственной практики и практики наших друзей. Некоторые из них, на первый взгляд, могут противоречить друг другу, но это не так: все зависит от вашей проблемы. Кому-то нужно научиться завершать трек “через силу”, кому-то - наоборот оставлять работы в покое на некоторое время. Подумайте, к какому типу относитесь вы и выберите самые полезные техники для своего развития. Ищите баланс, и результат не заставит себя ждать.
Прокачиваем ваши навыки и способность завершать треки в короткие сроки в PRO-разделе