Найти тему
Я и Кинокомпас

Рецензия на фильм "Игры разумов"

Оглавление

Я примерно представляю, чем руководствовались дистрибьюторы, когда назвали картину – «Игры разумов». Возможно, шикарный фильм 2001 г. – «Игры разума», завоевавший много престижных наград, стал тому причиной.

И всё же, как можно поменять название «Профессор и безумец» на «Игры разумов», не понимаю.

В российском прокате всё как будто направлено на то, чтобы сбить зрителей с толку. Дублированный трейлер, слоган – настраивают на триллер или хотя бы наличие детективной линии. Кажется, надо разгадать загадку. Так вот - загадки нет.

В первую очередь это драма. Историческая, биографическая, психологическая – тут уж можно выбирать. По моему мнению, - всё вместе. К сожалению, прокатчики видимо забыли: неоправданные ожидания – плохие отзывы и заниженный рейтинг.

Фильм основан на реальных событиях.

Профессор

-2

Джеймс Мюррей. В четырнадцать лет бросил школу. Выдающийся самоучка, филолог, полиглот, лексикограф.

Члены издательства оксфордского университета, которые 20 лет не могли подступиться к созданию «Нового словаря английского языка», пошли на риск и пригласили Мюррея на должность редактора.

Понимая, насколько огромен объём работы, он обратился с воззванием ко всем, кто знает и любит английский язык, за помощью.

Безумец

-3

Уильям Честер Майнор. Бывший американский военный, полевой хирург. Приехал в Лондон, спасаясь от призрака прошлого. В приступе дикого страха преследования, убил безвинного человека: перепутал с тем, кого боялся больше всего.

В суде был признан невиновным в виду душевного расстройства и направлен в лечебницу для душевнобольных преступников.

Там его состояние медленно ухудшалось, пока он случайно не узнал о поиске добровольцев для составления оксфордского словаря.

Рецензия:

-4

Мэл Гибсон купил права на экранизацию ещё в 1998 г. И долго ждал, когда всё сойдётся наилучшим образом. Почти 20-ть лет не отступаться от замысла создания фильма о составителе словаря? Серьёзно?

Да, серьёзно. Потому что сценарий оригинален, потому что действие существует на разных уровнях – вот история людей, а вот история слов, которые люди перебрасывают друг другу, как мячик. Момент, когда очень жалеешь, что не владеешь знаниями на том уровне, чтобы понимать не только сюжет, но и литературные «пасхалки».

Чёрное и белое, добро и зло не обозначено яркими указателями. Зритель должен думать. И повторюсь, при этом - загадки нет, неожиданного поворота сюжета – тоже нет. Уильям Майнор – болен и точка. И это не тот спойлер, который вызывает досаду, это спойлер, который спасёт от разочарования.

О чём фильм:

1. Одержимость в разных её ипостасях: светлой и тёмной

─ Один гений, другой сумасшедший.
─ Да, но кто есть кто?

Мюррей, выбрав своим девизом слово «прилежание», не отступает от своего предназначения долгие годы. Тридцать шесть лет, до самой смерти он продолжает работать над словарём, отмахиваясь от нападок коллег и критиков.

Майнор одержим, болен, внутренние демоны разрушают его душу и тело. И в этой тьме слова становятся для него путеводной звездой.

Какую шутку сыграла судьба, позволив жить им в одном времени.

Тут нельзя не отметить прекрасную актёрскую игру Шона Пенна.

-5

По сути, именно он тянет на себе интригу, держит зрителя в напряжении. Не переборщить с сумасшествием, точечно пробить эмоциональный щит зрителя – да, это о нём.

Самые страшные моменты – не безумие, а когда герой выныривает из него. Становится умным, образованным, обаятельным. Как это ужасно: в нашем объективном осязаемом мире мы можем спрятаться за дверью, в мире полуразрушенного сознания – нет. Мертвецы могут просочиться сквозь слив в раковине. Кто решает, кому из нас провалиться? Кто знает, в какой момент это может произойти?

Многие критики написали, что игра Мэла Гибсона бледна на фоне Шона Пенна. Я думаю, Гибсон, как талантливый опытный режиссёр прекрасно всё осознавал. Он очень тактично «обрамляет» главную партию коллеги, чётко расставляя акценты. Как рассказчик в романе.

(Несмотря на то, что фильм был закончен со скандалом Мэл Гибсон и режиссёр Фархад Сафиния покинули проект до монтажа).

2. Искупление

Может, ли вдова простить убийцу мужа? Может ли преступник отдать свою жизнь взамен утраченной?

Почему-то, говоря о Натали Дормер (исполнительницы роли вдовы), все вспоминают сериал «Игра престолов», хотя «Тюдоры» в её карьере более значимы, да и сколько уже воды утекло, сколько проектов. О том, что она трудяга и перфекционистка я уже писала ЗДЕСЬ. И очень рада, что сейчас она получила возможность поработать с мэтрами.

3. Милосердие и любовь

-7

Здесь не только об отношении Мюррея к Майнору.

Красиво выписана линия отношений Джеймса с женой.

Да и много разных сюжетных пар, за которыми с удовольствием наблюдаешь: мужчина и женщина, надсмотрщик и заключённый, врач и больной, соратник и завистник. Второстепенные персонажи достойно держат планку.

Есть во всём действе что-то литературно-театральное, при этом настолько затягивающее, что за два часа экранного времени зритель не успевает заскучать: думает, сопереживает.

Оценка: 9 из 10

Спасибо за внимание и ждём вас снова!

Ваша поддержка очень важна: "лайк" и подписка помогут нам встретиться в ленте снова.

*

Возможно, вам также будут интересны следующие материалы:

* Рецензия на фильм "Невидимка" с Натали Дормер

* Рецензия на фильм "Балканский рубеж"

* Фильм "Пассажир". "Воздушный маршал" стал старше, но всё равно остался собой