Женский взгляд на мир часто отличается от мужского. Мужчина замечает, что происходит. Женщина - как происходит. Хотя в мире искусства все очень относительно, границы сложно провести. Тем не менее определенные закономерности есть и здесь.
У Людмилы не сложилась жизнь любовницы богача в Москве, и она решила вернуться в родной шахтерский городок. Как раз к свадьбе сестры Гали: она выходит за азиатского мигранта Рустама. Тому нужна прописка, но совершенно ни к чему ни русские традиции, ни двое детей от первого брака Галины.
У Рустама завязывается роман с Людмилой, о котором все соседи в курсе. Доморощенные Шерлоки Холмсы заметили, что туфли молодой женщины часто в грязи. А такая глина есть только возле гаражей, где работает Рустам. Элементарно! И это всё в последнем фильме, над которым работала режиссер Вера Глаголева. “Не чужие” - его название то ли утверждает, то ли ставит под вопрос возможность интеграции инородца.
Россия многонациональна, в ней всегда уживались люди разных вер. Но во всяком случае в последнем столетии культура, которая надрелигиозна, все же распространялась на всех жителей. “Наше общее детство прошло на одних букварях”. У жителей СССР был общий культурный код - даже у эстонцев и узбеков, как бы далеки друг от друга эти этносы ни были. Если б ташкентец сказал: “А вас, Штирлиц...”, - то таллинец бы продолжил: “...попрошу остаться”. Но уже выросло другое поколение, которое и по-русски то почти не понимает. И в Таллине не очень-то хотят, чтоб русские оставались.
У Рустама с языком все в порядке. Но найти общий язык с новой семьей он не особо пытается. Ему это просто не интересно. Нам зачем-то показывают предысторию: все его родные погибли при горном обвале. Ну да, тяжелая душевная травма. Только что она объясняет в данном случае? Что у человека есть затаенная боль? А у кого не было своих потерь? Конечно, у персонажа должно быть прошлое. Герои без продуманных биографий выглядят плоско. Но здесь просто мужчине добавили факт из прожитой жизни.
Вообще российское кино любит изображать некрасивую жизнь. Но упреки в очернении действительности не выдерживают критики. Ведь лакирующие ленты и вовсе смотреть невозможно. Да, грязь под ногами и облезлые стены подъездов не придают красоты нашему окружению.
В маленьком склочном городе, получается, уживаются не очень приятные люди. Красивая и циничная Людмила не имеет никаких принципов, она рвач, стремящийся любой ценой получить от жизни все. Глупая и некрасивая Галина держится за Рустама и готова выгнать родных детей, лишь бы угодить муженьку. Мать обеих сестер не лишена представлений о порядочности, но ничего не может сделать. Да и не вложила она в дочерей чего-то важного. Неосторожно брошенная угроза сдать мальчишек в интернат напугала их. И дети решились на самоубийство.
Трагедии, конечно, удалось избежать. Но концовка выглядит фальшиво. Рустам не дал мальцам броситься с обрыва. Но каково их будущее? Это даже не открытый финал, а смазанный. Впрочем, и сама жизнь редко дает возможность поставить четкую точку. Люди уходят из нее, не завершив дела. Но иногда большая часть все-таки сделана, как и в прощальном фильме Веры Глаголевой.