Прежде всего, хочу сказать, что этот текст с моего паблика ВК, в котором я помимо этого говорю свои мысли об играх, посчу мемы, а иногда провожу стримы. Да и в целом мне кажется, что там есть некая атмосфера, задающаяся путём не особо большого количества народа в паблике. Вот ссылочка: vk.com/elitegamesos . А теперь - приятного чтения.
Не секрет, что в последнее время Valve и Steam лихорадит. Первые превратились в беззубую отожравшуюся компанию, испорченную шальными и лёгкими деньгами, а второй страдает из-за ошибок, принимаемых первыми.
Давайте определимся сразу – вечного не бывает ничего. Особенно в бизнесе. Особенно в бизнесе в США. Именно поэтому Steam можно и нужно критиковать.
Итак, появившись в 2003 году, Steam сначала должен был стать площадкой для оперативного взаимодействия с онлайн-играми Valve для быстрого патчинга и организации серверов. Идея прикрутить площадку для продаж игр пришла почти тут же, что было вполне ожидаемо – электронный цифровой магазин реально удобно, как ни крути, а стать издателем с минимум ответственности и рисков – мечта многих ретейл-издателей.
Но место под солнцем не дается просто так и Valve начинает активно его завоевывать – период становления Steam это когда он был нужен только как ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ условие для игры в такие хиты, как: Half-Life 2, Counter-Strike Source, Portal, L4D, Team Fortress 2. Все эти игры – без преувеличения хиты, задающие направления целым жанрам, а на пике популярности Valve были, пожалуй, действительно небожителями, до которых той же Blizzard (в те времена) было как до Китая раком.
Благодаря тому, что Valve охватили своими хитами практически все ниши популярных жанров, Steam оказался на over9000 персональных компьютеров. В отсутствие конкуренции и наличии их Steam на практически каждом компе, как уже говорилось, а так же возможности через Steam моментально патчить свои игры, всё больше и больше издателей и просто студий обращалось к Valve, которые благодаря своему положению (надо сказать заслуженному) заломили КОСМИЧЕСКИЕ 30% (!) с продаж. Только вдумайтесь – ОДНА ТРЕТЬ со всех доходов с продаж через Steam. С одного миллиона долларов вы должны отдать триста тысяч долларов.
Время шло, Valve постепенно разленилось делать игры, а после оседлало поистине денежную волну из киберспорта – Dota 2 и CS GO, а Steam превращался в игровой Wallmart. Некогда действительно альтруистическая идея дать площадку для бедных, но талантливых мутировала в площадку просто для бедных. Количество выпускных работ студентов ПТУ со всего мира росло просто в геометрической прогрессии.
Кроме того, на Steam крайне повлиял успех Facebook, Twitter, Instagram – Valve попытались добавить функции социальной сети к своему перегруженному монстру – что из того вышло, вы можете лицезреть лично. Ничего приятного.
Итак, какие основные косяки Steam сейчас есть и почему они критичны?
1. Valve до сих пор не пересматривает свою финансовую политику. Времена их безоговорочного доминирования давно прошли, своих новых продуктов, двигающих индустрию у них сейчас нет. Североамериканский издательский бизнес оставил только крупных игроков, у которых есть ресурсы на создание своей площадки, которую будут использовать из-за продающихся франшиз. Это приводит к тому, что со Steam уходят основные игроки с основными игровыми сериями. Играть в многочисленные АА или А проекты могут только дети – у них много свободного времени. Основная платежеспособная аудитория играет в основном в крупные ААА проекты. Поэтому первый минус – захламленность Steam играми, которые создают видимость массы (10 000 игр это не шутки), но реальных проектов там несколько сотен.
2. Steam ужасно перегружен и неудобен. Он пытается быть всем – магазином, соцсетью, стримерской площадкой, площадкой для взаимодействия разработчиков с игроками, кино-площадкой и только музыку еще не добавили (упущение, очевидно). Забавный парадокс – являясь лидером IT-индустрии, в дизайнерском и оформленческом вопросе США остается верны чуть ли не WEB 1.0 оформлению. Серьезно, зайдите на местные американские сайты – их оформление словно застряло в 90-х. Исключения составляют всякие крупные транснациональные корпорации и сервисы. Личные страницы превращены в филиал курятника, где многие петухи мнят себя павлинами. Все эти рейтинги, значки, смайлики, витрины – просто праздник для селюков и лухари стайла. Не ищите оправданий себе, если ваша страница оформлена как шоха пацанчика с раена. Вы ничем от него не отличаетесь. Рекомендации магазина работают так, словно их программировал идиот. Даже такая мелочь как ОДИН ГРЕБАННЫЙ РАЗ ЗАПОМНИТЬ ВОЗРАСТ пользователя не реализован и готовьтесь постоянно тыкать, что вам есть 18 лет при просмотре страницы особо мясного шутана. Поиск модов и дополнений реализован так, словно скрипт поиска писал бывший коддер порносайта. Отвратительно реализована сервисная часть, начиная от поиска меню, где можно вернуть деньги, заканчивая поиском кнопки, что бы починить игру через проверку фалов и перекачки. Второй минус – громоздкий, перегруженный пользовательский интерфейс.
3. Отвратительная работа технической поддержки, особенно связанная с восстановлением угнанного аккаунта. Вспоминаю, как у меня угнали акк в Battle_net, когда я был в отпуске. И когда я только соизволил через 20 дней после кражи акка почесаться, в онлайн-чате с техподдержкой Blizzard на русском языке, за 14 минут, мне вернули мой аккаунт. Всё было отлажено как часы. Valve, дорогие, у ваших постоянных пользователей аккаунты стоят от 1000 долларов, вы с ума сошли так обращаться с людьми?! Третий минус – отвратительная работа с пользователями.
Резюмируя вышеизложенное, сейчас Steam напоминает Детройт – некогда технический и автомобильный центр США, который, оставшись без заводов основных автомобильных гигантов, превратился в памятник самому себе, медленно разрушаясь и оказываясь никому не нужным.
Valve требуется срочно пересмотреть хотя бы финансовую политику своего детища, и попытаться вернуть основных издателей. Кроме этого, Valve следует перестать страдать херней – (((успех))) Steam Machine и Steam OS помнят все. Как бы, если слухи верны, аннонс и релиз нового приквела к Half-Life 2 на VR не оказался фатальным осиновым колом для компании.
Не поймите неправильно – Steam отличное решение, но это решение должно быть актуальным и удобным! Перестаньте закрывать глаза на его ошибки. Эпики заставили Valve начать шевелиться наказав их долларом. Очень надеюсь, что после этого Valve зачешутся.
А теперь по аргументам противоположенного лагеря:
Мне всё нравится! - Поздравляю.
2. Кто если не Стим? Ориджин, Юплей, Баттлнет, Геймстор – говно! — Ну так и Стим не начинал сразу с огромной библиотеки игр и кучи аккаунтов. EA и Activison могут потенциально устроить коллаб, продавая игры на площадках друг друга с 5% комиссией – вообще будет 35% рынка под ними.
3. В Стиме всегда куча скидок на кучу игр! — Если вам нравится скидка в 30% на АА игру – значит у вас много времени и лишних денег. На ААА игры редко скидки, а кроме того они все есть в лаунчерах собственных издателей. А то скидки и больше, т.к. не надо отстегивать Стиму. Повторяюсь – кассу и прибыль ПК геймингу делает мультиплатформа ААА проектов, а не нишевые АА игры.
4. Стим удобен – купил и играй, все игры в одном месте. - Да, единственный плюс Стима, который теряется на фоне ухода основных издателей с основными франшизами.
5. На Стиме я зарабатываю бабло, продавая вещички. – Да, это отличная фича для тех, у кого есть время и желание, беспезды плюс Стиму.
6. Все аргументы что ты привёл – мелкое придирательство обиженного на жизнь ущёрба! – см. п. 1.
7. Если Стим так плох, то почему ты на нем сидишь? – Потому что завел аккаунт, когда Стим был монополистом, следовательно 90% моей старой библиотеки без Стима не работают.