Найти тему
АвТОгус

Почему Studebaker так в армии любили?

В 1902 году американская компания «Studebaker” основанная голландскими эмигрантами выпустила свой первый электромобиль. Поговаривают, что схему электрооборудования разрабатывал для предприимчивых братьев Генри, Клемента, Джона Миллера, Питера и Якоба Студэбэке сам Томас Эдисон. Правда первый бензиновый авто они выпустили позднее в 1908, когда стали сотрудничать с компанией Гарфорд, последние имели опыт производства бензиновых силовых агрегатов.

фотография сайта autogallery.org
фотография сайта autogallery.org

Вообще, вся история компании больше похожа на какой-то детектив, и я обязательно как-нибудь расскажу и об этом, но сегодня я посвящу рассказ хорошо всем известному трёхосному грузовику US 6, который поставлялся в нашу страну в годы второй мировой войны по «лэнд-лизу».

фотография сайта autogallery.org
фотография сайта autogallery.org

Интересно, что машину эту, я буду именовать ее именно так как принято у нас #Студебекер , после испытаний квартирмейстерским корпусом сухопутных сил США в американскую армию не взяли. Спецы решили, что она предназначена для эксплуатации в странах с сетью плохих дорог или вообще без оных.

Количество выпущенных автомобилей. фотография сайта autogallery.org
Количество выпущенных автомобилей. фотография сайта autogallery.org

Странно, но так полюбившийся советским военным  «студер» на самом деле был достаточно рядовым автомобилем. В 1942, а именно тогда было налажено серийное производство машин в Америке, их выпускали по 4 тысячи штук в месяц. Именно поэтому к 44-му их произведут в количестве 152 тысячи, всего же в #СССР таких грузовиков к концу войны ездило 200 тысяч. Дело в том, что их делали и у нас на заводе #ЗИС.

фотография сайта autogallery.org
фотография сайта autogallery.org

Что же это была за машина? Ее сразу можно было узнать по стоящему вертикально радиатору, прямоугольным  крыльям и квадратной кабине. Кабин тоже было два варианта, деревянно-металическая и с мягким тентом.

африканский вариант кабины. фотография сайта autogallery.org
африканский вариант кабины. фотография сайта autogallery.org

Не все версии имели и колесную формулу 6х6, были экземпляры и с приводом только на задние колеса, но они в СССР были почти неизвестны. Самое главное другое, за свою проходимость и запас хода в 400 километров, на сотню 87 сильный грузовик расходовал 36 литров бензина,  их использовали в Красной Армии не только как тягачи для пушек, но и как #автомобиль на платформе которого монтировались легендарные системы залпового огня БМ 13 или #Катюша. Какая-то часть машин вернулась обратно в Америку после 45, но много их и осталось. Удивительная простота конструкции и живучесть предопределили судьбу этой машины, ее продолжали эксплуатировать вплоть до середины 60-х годов.  

фотография сайта autogallery.org
фотография сайта autogallery.org

фотография сайта autogallery.org
фотография сайта autogallery.org

Несколько интересных фактов. Вместе с машиной в комплекте шли — довольно объемный том руководства по эксплуатации и ремонту, набор инструментов, он был необходим, ведь в США дюймовая система, а не метрическая как у нас и наконец самое интересное во всех автомобилях без исключения поставленных в СССР из США должна была находиться плотная шоферская куртка из кожи, этакий презент от компании. Увы, документальных свидетельств и фотографий водителей в этом «прикиде» мне обнаружить не удалось. Скорее всего до водителей такая одежда попросту не доходила. Почти во всех отечественных фильмах про войну этот автомобиль присутствует в кадре, но одним из главных действующих лиц его сделала сцена погони в киноленте #место встречи изменить нельзя .

"Катюша". фотография сайта autogallery.org
"Катюша". фотография сайта autogallery.org

В общем грузовик верой и правдой послужил нашей стране внеся свою лепту в победу, и по праву является рекордсменом по ленд-лизовским поставкам. Поэтому за ним даже закрепилось прозвище «товарищ Студебекер».

фотография сайта autogallery.org
фотография сайта autogallery.org