Ни для кого не секрет, что 95% из того, что с нами сейчас происходит - это результат детских паттернов, переживаний, травм.
Объясню почему.
Ребенок рождается, и первые годы жизни он абсолютно зависит от родителя (здесь может быть как мама, так и любой другой значимый взрослый). Постепенно он начинает узнавать, что и как происходит вокруг него.
Всё, что происходит вокруг, ребёнок бессознательно воспринимает как единственно верную реальность и запоминает происходящее. У него начисто отсутствует критичность, и всё что говорят и делают родители, он воспринимает, запоминает и впоследствии воспроизводит. Некоторые послания для ребенка могут стать очень травмирующими.
Рассмотрим ещё несколько на практических примерах:
КТО О НАС В СТАРОСТИ ПОЗАБОТИТСЯ?
"Ты у нас единственная надежда!"
"Кто нам стакан воды принесет, если не ты?"
"О родителях нужно заботиться!"
На ребёнка накладывается многочисленные "надо" и полностью игнорируются его "хочу".
Причем, такие фразы ребёнку могут говорить с самого детства.
Что получается в итоге? Ребёнок будто должен заботиться.
Тут теряется ключевое - желание заботиться.
Часто в терапию приходит такие 25-ти летние "дети", которые уже давно не дети, с запросом "достали родители, хочется уйти/ уехать/ сбежать/ отгородиться уже от них". Это не столько про нелюбовь к родителям, сколько про бегство от многочисленных "должен".
ПОМОЛЧИ, ПОКА ВЗРОСЛЫЕ РАЗГОВАРИВАЮТ
"Твое мнение никто не спрашивал!"
"Сейчас вообще не до тебя, замолчи!"
"Закрой рот, что самый умный?!"
"Не твоего ума дело!"
Родители не позволяют детям прерывать свои беседы, считая, что так они прививают уважение к взрослым, а по сути, они создают у ребёнка ощущение собственной неполноценности и того, что его мнение ничего не значит. Таким пациентам/клиентам в терапии предстоит длительная работа, направленная на повышение собственной значимости.
В таких семьях авторитарные родители говорят: "Это не твоего ума дело". Даже в ситуациях, которые напрямую связаны с жизнью ребенка (например, перевод в другую школу). Как итог, такие выросшие дети часто чувствуют себя угнетенными в школе или на работе. Им кажется, что они никогда не смогут наладить коммуникацию и предпочитают держаться в стороне (хотя внутренне им хочется стать частью коллектива).
ТЫ ЛУЧШЕ ВСЕХ
"Они просто дураки и ничего не понимают!"
"Держись от них подальше, они плохая компания! Они не ровня тебе"
"Ты в сто раз лучше!"
С одной стороны, что плохого в том, что родители считают своего ребенка самым умным и красивым? Они ведь любят его и стараются поддержать. Про таких детей говорят "У него счастливое детство", потом их ждет хорошая школа и ВУЗ. Для родителей это очередное подтверждение уникальности их ребенка.
С другой стороны, эта фраза "ты самый лучший" имеет обратную сторону медали. Когда этот повзрослевший ребенок выходит из родительской семьи и сталкивается, например, с тем, что рядом может оказаться ещё кто-то "самый умный или красивый". Возникает фрустрация, человек абсолютно не приспособлен жить вне этих сравнений. Важный момент здесь: не мыслить этими категориями "лучше" или "хуже".
Либо второй вариант развития сюжета: когда приходит время и этот повзрослевший "самый умный и красивый" ребёнок пытается найти себе пару. Родители занимают позицию "Ты такая умная, достойна лучшего", "Ой, ну ты посмотри на его семью, он тебя недостоин!", "Ты у нас медалист, а она...?"
ИТОГИ
Эти примеры демонстрируют то, как родители закладывают негативные установки в мировоззрение своих детей. Даже ориентируясь на лучшие побуждения.
Здесь важна не обвинительная позиция и попытка спихнуть ответственность (из категории "ой, это родители во всем виноваты!"), а желание что-то менять.
В любой момент времени есть возможность взять свою жизнь в свои руки.
Стань ее автором.
Берегите себя и свою позицию.