Найти в Дзене

Нужно ли хвалить учеников? Две истории

Образование с результатом. Нужно ли хвалить учеников? Две истории
Образование с результатом. Нужно ли хвалить учеников? Две истории

Случилась эта история, когда я ещё только-только начинала работать в школе.

До этого у меня уже был небольшой опыт: со второго курса подрабатывала то в двух, то в трёх классах в школе, где проходила практику. Но теперь всё серьёзно: я дипломированный специалист после недавнего выпуска и работаю на полную ставку...

И произошла одна совершенно незаметная на первый взгляд ситуация. Даже не ситуация, а некий толчок, из которого я вынесла озарение и опыт на всю жизнь.

Мама одного ученика пришла в школу.

То ли её вызвали, то ли она сама решила наведаться — уже не вспомню. Так или иначе мама подходила ко всем учителям, которые преподавали в классе, где учился её сын, и спрашивала, как он себя ведёт и есть ли какие-нибудь жалобы.

Мальчик был совсем не хулиган, но мог и пошалить, и шумно себя вести вслед за одноклассниками, и не видел особого смысла учиться. Вместе с тем он был добрым, внимательным и даже старательным, если его заинтересовать. Конфликтов у нас с ним не было ни одного.

Наконец мама подошла ко мне: расстроенная и с ожиданием очередного неблагоприятного списка.

"Ничего плохого сказать не могу", — ответила я.

Мне хотелось как-нибудь её подбодрить, но я тогда ещё не знала — как.

Вскоре мама ушла. А ещё через некоторое время я вдруг поняла. Конечно, в такой ситуации, когда нет жалоб — это уже неплохо. Но я уже настолько привыкла к постоянной борьбе в этой школе, что совсем забыла: ученика надо было похвалить.

Пусть даже за какие-нибудь мелочи (а они были) или за старание: всегда можно что-нибудь вспомнить, просто мне на тот момент это не пришло в голову.

Сразу вместе с этой историей мне всегда вспоминается другой момент, в другой школе.

Был там один мальчик, официальный хулиган. И однажды мне зачем-то понадобилось его позвать. Дело было на перемене, дети развлекались, в классе стоял шум. И хотя ученик мой стоял совсем рядом, но смотрел в другую сторону.

"Иванов!" — позвала я. Нет ответа. "Иванов!" — позвала я громче. Нет ответа.

Он не притворялся, он в самом деле меня не слышал. Вернее сказать — не осознавал и не реагировал.

"Иванов!!!" Те, кто видел, что я обращаюсь именно к нему, уже улыбались. Смешно же, в самом деле: стоять рядом и не слышать.

"Серёжа", — не совсем тихо, но и не громко, обычным голосом сказала я.

"А?"

И тут я поняла, что мальчик среагировал на имя. Его так часто звали по фамилии, причём на повышенных тонах, и в разговорах о нём всегда называли по фамилии, что она уже приобрела "эффект радио". А по имени его звали... Почти совсем не звали, если честно.

С тех пор я стала называть его по имени. Однажды он мне признался, что ходит в школу ради двух предметов: физкультура и мой, английский.

И вроде бы ничего особенного нет в этих двух историях, но я накрепко их запомнила. Вместе с выводами.

Не можешь сказать ничего плохого — скажи хорошее.

А вы как думаете?

Получить консультацию, найти репетитора, записаться на обучение на сайте: http://rezultcool.tilda.ws/?

E-mail для ваших историй: rezult.school@yandex.ru

-2