Это только кажется, что тушеная капуста - простое блюдо...
441 прочтение
30 апреля 2019
Как истинный православный, Борух Соломонович Канцеленбоген знал толк в постных блюдах. Предстоятели Русской православной церкви знали об этом и иногда звали Боруха в качестве повара на свои мероприятия. Известен случай приглашения Боруха в 1981 году на торжественный обед по случаю 10-летия Патриаршей интронизации. После окончания Божественной литургии Патриарх Пимен попросил Боруха во время трапезы сказать пару слов собравшимся в зале митрополитам, архиепископам, архиереям, епископам, архимандритам, игуменам, протоиреям и священникам.
Больших усилий стоило Боруху выступать перед столь высоким собранием. Конечно, он знал наизусть книги Ветхого и Нового Заветов, но перед ним сидели люди, которые знали эти Заветы даже лучше его!
Борух решил, что скажет пару слов о постной кухне – что разрешено в пост, что запрещено. Например, что можно есть только зерновые, бобовые, овощи, фрукты, орехи, грибы, мёд, рыбу…
Но неожиданно для самого себя спросил, а можно ли заниматься любовью во время Великого поста?
Высшие чины РПЦ явно заинтересовались постановкой вопроса. Они даже отвлеклись на время от легендарного постного блюда Боруха – тушеной капусты, которую уже подали на стол.
Но Борух пошел дальше и сам ответил на свой вопрос! В церковном праве, сказал он, нет предписывающих канонов, которые указывали бы на воздержание в период поста. Нет, конечно, воздержание обязательно в ночь перед литургией и таинством крещения, но можно сейчас вспомнить слова апостола Павла, который в Первом послании к коринфянам ясно сказал: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе».
Аплодисментами встретили собравшиеся речь Боруха, хотя много лет спустя один из присутствующих в зале митрополитов признался моему Учителю, что хлопали они не речи Боруха, а его тушеной капусте. Митрополит честно признался Боруху, что никогда не ел ничего подобного, и он попросил у моего Учителя рецепт.
Борух не стал скрывать своих обширных знаний в области кулинарии.
Он рассказал все как на духу, как на исповеди, ничего не утаивая.
Итак, берем одну большую луковицу, распускаем её четвертинками колец и начинаем обжаривать на постном масле (Борух сделал акцент на слове «постном»). Посыпаем лук крупной солью, которая вытянет из лука немного так необходимой нам влаги. Затем натираем на крупной терке одну среднюю морковь и добавляем её к луку. Берем 500 граммов белокочанной капусты и начинаем её мелко шинковать. Затем также добавляем её к луку и моркови. Тушим, постоянно помешивая, пока капуста не станет прозрачной. В середине сковороды делаем небольшой круг и выкладываем в него полторы столовые ложки томатной пасты. Пасту нужно обязательно обжарить – таков Великий кулинарный закон Боруха и даже спорить по этому поводу не имеет смысла! Затем вмешиваем пасту в капусту, добавляем полстакана воды, чайную ложку сладкой паприки, чайную ложку сахара, треть чайной ложки раздавленных горошков черного перца и лавровый лист.
Тушим все это на маленьком огне под крышкой минут двадцать.
Митрополит выслушал все это и на глазах его блеснули слёзы.
Он приобнял Боруха и сказал ему, что хорошо помнит его речь на том торжественном обеде. На самом деле, сказал Митроплит, Церковь запрещает занятия любовью во время постов.
Но он лично своей церковной властью разрешает это Боруху. Мало того, он даже разрешил Учителю любовь в ночь перед литургией и таинством крещения!
Человек, который так готовит тушеную капусту, сказал Митрополит, может позволить себе всё, что захочет.