Найти в Дзене
BlackGrifon

Дафна дю Морье. «Дом на берегу»

Как хорошо, что иногда талантливым писательницам, снискавшим славу «дамскими романами», удается написать такие вещи. Самый главный для меня пример – Мэри Стюарт с фэнтезийным циклом о Мэрлине. Дафна дю Морье обратилась к научной фантастике, создав при этом блестящий образец романтизма в XX веке. Именно наука, сопряженная с жестким словом «эксперимент», позволяет главному герою открыть для себя иной мир. К счастью, писательница так до конца и не раскрывает карты – является ли британское средневековье подлинным путешествием во времени или лишь психологической проекцией героя. Прием заимствован у Стивенсона – некий препарат буквально разрывает человека между мирами. И он, конечно же, стремится выбрать мир прошлого, с интригами, чумными эпидемиями, кровавой местью. Почему? Ведь в современности его ждет обеспеченная, комфортная семейная жизнь. Но Дик Янг – разгильдяй, бунтарь и исследователь. Как раз такой, который нужен лукавому профессору Магнусу, чтобы, даже рискуя благополучием и жизнью

Как хорошо, что иногда талантливым писательницам, снискавшим славу «дамскими романами», удается написать такие вещи. Самый главный для меня пример – Мэри Стюарт с фэнтезийным циклом о Мэрлине. Дафна дю Морье обратилась к научной фантастике, создав при этом блестящий образец романтизма в XX веке. Именно наука, сопряженная с жестким словом «эксперимент», позволяет главному герою открыть для себя иной мир. К счастью, писательница так до конца и не раскрывает карты – является ли британское средневековье подлинным путешествием во времени или лишь психологической проекцией героя. Прием заимствован у Стивенсона – некий препарат буквально разрывает человека между мирами. И он, конечно же, стремится выбрать мир прошлого, с интригами, чумными эпидемиями, кровавой местью. Почему? Ведь в современности его ждет обеспеченная, комфортная семейная жизнь. Но Дик Янг – разгильдяй, бунтарь и исследователь. Как раз такой, который нужен лукавому профессору Магнусу, чтобы, даже рискуя благополучием и жизнью, продолжить узнавать о том, что происходило в XIV веке на месте, где разворачиваются события романа.

Как писательница, хорошо разбирающаяся в психологии – и в первую очередь читателя, - дю Морье создает напряженную интригу, хотя именно средневековые сцены выглядят несколько тяжеловесно и не совсем правдоподобно (но, опять же, мы знаем о них только со слов героя, видим его глазами). История получается далеко не легкая и приятная, а даже трагическая. Собственно, трагически всегда оканчивается в романтизме столкновение с другим миром, какой бы выбор не был сделан. Роман позволяет заново взглянуть на повседневность, увидеть ее границы, за которыми только и начинается жизнь, достойная человека. И никакой назидательности или выводов – сами события настраивают читателя на необходимые размышления. Которые вдруг обрываются, повисая в воздухе телефонным гудком. А дальше начинаются переживания. И достаточно бурные.

Электронная копия