Найти тему
Satdata

Истребитель PZL P-24 (1936): экспортный вариант P.11, полетал в Греции, Болгарии, Турции и Румынии

PZL P-24; все фото в статье взяты из открытых источников
PZL P-24; все фото в статье взяты из открытых источников

К войне 1939 Польские ВВС подошли в основном с устаревшим истребительным парком. Однако самым совершенным на тот момент (и массовым) был экспортный вариант модели P.11. Основное отличие (помимо некоторых изменений типа закрытой кабины пилота) - двигатель Gnome-Rhone 14K, так как двигатель Mercury использовать на экспортных машинах было нельзя. Новый двигатель обеспечил этой модели более высокую скорость. Вдобавок, вооружение усилили - некоторые модификации 24-го имели две пушки 20-мм и 2 пулемета, что делало его довольно мощным по тем временам.

Машина успешно продавалась в несколько стран, и производилась далее по лицензии, стран могло быть больше - но помешала война, или, в случае с продаже й в Испанию - эмбарго.

Пожалуй, успешнее всего самолет воевал в Греции - в тот период когда противником была Италия. Известно о десятках сбитых итальянских самолетов. Когда "прилетели" немецкие самолеты, ситуация сразу поменялась и 24-е были практически все уничтожены:

Греческий вариант PZL P-24
Греческий вариант PZL P-24

О применении Румынией данных машин на Восточном фронте известно меньше. К 42-му году их стали переводить в учебные части в массовом количестве:

-3

Болгары тоже перевели сначала в учебные, но в 42-м - обратно - видимо был недостаток машин в целом. Позднее американцы уничтожили почти все истребители при бомбардировках 44-го года..

Турция не воевала, но истребители данного типа стояли на вооружении до 1943-го:

Турецкий PZL P-24
Турецкий PZL P-24
-5

Бюджетный истребитель, судя по активному экспорту, пришелся по вкусу небольшим странам Европы в преддверие Второй мировой войны.

О базовой модели - PZL P.11 - смотрите здесь.

О спутниковой связи (современной) - здесь.

Всем удачи и чистого неба над головой!