Найти тему

Mid/Side эквализация

Mid/side эквализация существовала и применялась во времена железных обработок, но тогда процесс был сопряжен с массой трудностей: нужно было иметь минимум два абсолютно одинаковых железных эквалайзера, чтобы не получить фазовых искажений, и изрядно потрудиться над правильным разделением и суммированием сигналов из пульта в пульт. Само собой, недоступность приема была обусловлена и высокой ценой техники.

По-настоящему доступным этот вид обработки стал только с появлением программных звуковых станций и VST-плагинов. Сегодня существуют платные и бесплатные реализации этого принципа эквализации.

Суть приёма заключается в возможности обрабатывать по отдельности моно- и стерео-часть сигнала. Мид – это центральная, или middle-составляющая сигнала, а сайд (side) – его стороны. Центр является мнимым источником звука, обусловленным психоакустикой: когда в левом и правом канале одновременно воспроизводится одинаковый сигнал, совпадающий по фазе и частоте, он складывается в новый источник звука и кажется, будто бы между стерео-излучателями появился еще один, третий, канал.

Наиболее явно этот эффект заметен в наушниках. В комнате же псевдоцентр может плавать или вовсе прилипать к излучателям из-за особенностей акустики помещения, суммирования ранних и поздних отражений от стен.

-2

В сведении микса данный тип эквализации полезен тем, что позволяет очень точечно выделить нужный инструмент, никак не воздействуя на остальные. При этом можно с большей точностью размещать звук в пространстве, например, просто развести два конфликтующих по разным сторонам мид-сайда или обрезать у инструментов, которые должны быть в центре, лишнее стерео и тем самым избежать фазовых искажений.

Преимущества mid/side-обработки можно применить и к пресловутому конфликту низких частот, срезав у баса, бочки, снейра и других “низких инструментов” диапазон ниже 200-250 Гц из side-составляющей. Некоторые музыканты вешают эквалайзер со срезом прямо на мастер-канал:

-3

Частота среза side-составляющей может быть ниже, но вплотную подбираться к 80-100 Гц не стоит. Экспериментально доказано, что начиная со 100 Гц бас начинает локализоваться в пространстве, источник звучания начинает определяться. Соответственно, размещать его по сторонам категорически нельзя.

Этим простым действием можно одновременно очистить и оживить микс: НЧ-составляющая басовых инструментов, как и положено, будет звучать по центру, а СЧ и ВЧ по сторонам.

Для высоко- и среднечастотных инструментов часто применяется «зеркальный» мид-сайд. Пропорционально повышается уровень стерео-составляющей и уменьшается моно на частоте, которая является доминирующей. Можно осуществить этот трюк при помощи поднятия/опускания узкой частоты, как на картинке.

При зеркальной обработке важно использовать параметрический эквалайзер и вручную вбивать частоту, ширину полосы, добротность, и уровень усиления/ослабления. Визуальная настройка опасна тем, что малейший сдвиг 1 Гц может дать фазовые искажения.

-4

Поиск «правильных» частот для той или иной партии, а также степень их эквализации, определяется на слух. К обработке нужно относиться максимально творчески и поменьше ориентироваться на спектрограмму – она не является абсолютом и учесть всех технических нюансов все равно не получится.

Конечная цель мид/сайда в контексте сведения – сделать микс чище, добиться широкого звучания, добавить инструментам глубины и многослойности. Можно как угодно экспериментировать с уровнем среза и смещением фазы, если итоговое звучание получится интересным. Даже возможные искажения фазы могут звучать по-своему красиво и в конечном итоге сойти за художественный прием.


Также смотрите 2 бесплатных курса на нашем сайте, которые помогут вам углубиться в музыкальный продакшен:

1. Карта создания электронной музыки
2.
Треки как по маслу

Всё есть Звук!