Мастеринг – один из финальных этапов в процессе музыкального продакшена, это как вишенка на вашем аудио-торте. Поэтому мы подготовили эти 6 советов.
Нам приглянулась небольшая статья одной англоязычной школы, и мы решили сделать ее перевод... Поехали!
Не делайте мастеринг в один день со сведением
Одна из самых больших ошибок артистов – это попытка свести и отмастерить трек в один заход. Слишком долгое переслушивание одного и того же отрезка на одних и тех же частотах может вызвать усталость слуха. А это значит, что вы утратите способность принимать правильные решения.
Не забывайте, кто ваша аудитория
Слушайте похожие треки своего жанра, чтобы понять, как будет звучать финальная версия. Измените заезженную технику сравнения с референсом: не слушайте его кусками, быстро переключаясь между своим и чужим треком, а слушайте подолгу, чуть ли не целиком. Переключаясь слишком быстро, ваш слух утратит понимание того, что именно вы делаете, и вам может показаться, что ваш трек лучше, чем есть на самом деле.
Проверяйте микс в разных источниках
Слушайте дома, в машине, в студии у друга, везде. Если, конечно, у вас нет профессиональной комнаты для мастеринга класса люкс. Будьте осторожны, используя исключительно наушники, потому что даже дорогие студийные модели окрашивают звук. Если вам доступны только они, используйте софт типа Sonarworks Reference (см. обзор Sonarworks на нашем сайте - прим. перев.), чтобы выровнять их АЧХ.
Думайте о финальном формате
Будет ли ваша музыка выкладываться в магазинах, использоваться в стримах, играть на радио или выпускаться на виниле? Разные дистрибьюторы требуют разных уровней громкости. Используйте измеритель LUFS (подробнее о LUFS и как им пользоваться, можно узнать в нашей бесплатной PDF “СУРА” - прим. перев.), или плагины типа iZotope Ozone, которые помогают настроить необходимую громкость, необходимую дистрибьютору. Если вы знаете, что ваша музыка будет продаваться на разных сайтах, узнайте побольше об их требованиях и сделайте отдельную мастер-версию для каждого из них.
(Вообще, на первых порах это неважно, и на самом деле для обычного слушателя эта разница незаметна. Вы можете задуматься над этим пунктом, когда будете действительно успешным музыкантом, которому необходимо соревноваться со своими коллегами. - прим. перев.)
Не делайте слишком много, меньше = лучше
Если вы вдруг оказались окруженными эквалайзерами и замороченными мультибэнд-компрессорами, закройте проект и вернитесь к нему через пару дней. Не забывайте, что хорошее сведение - залог хорошего мастеринга.
Спросите себя: лучший ли я кандидат на мастеринг?
Иногда стоит просто отдать трек профессионалу, стоимость такого удовольствия будет стоить около 50$. Если хотите сэкономить, либо, положа руку на сердце, понимаете, что такой мастеринг вам пока не нужен, воспользуйтесь онлайн-сервисами типа Landr.
(Кстати, мы активно им пользуемся для мастеринга треков учеников для выпуска на нашем лейбле, и результат очень хороший. Один раз даже вышло так, что профессионально отмастеренный в студии трек звучал хуже, чем тот же трек, пропущенный через Landr. У нас даже есть обзор данного чудо-сервиса- прим. перев.)
Оригинальная статья на английском
Также смотрите 2 бесплатных курса на нашем сайте, которые помогут вам углубиться в музыкальный продакшен:
1. Карта создания электронной музыки
2. Треки как по маслу
Всё есть Звук!