Всякий раз, размышляя о цифровизации школы, сам для себя не могу сформулировать отношение к этому, пожалуй, главному на сегодня образовательному тренду. Я далек как от безграничных восторгов по поводу вклада цифровизации в повышение качества образования, в ускорение и углубление понимания какой-то темы, так и от определения этого процесса как «цифровой концлагеризации» школьного образования.
Сразу же замечу, что медицинский – весьма важный и популярный – аспект цифровизации я обсуждать не готов – не компетентен, увы. Меня, прежде всего, интересует содержательная часть этой тенденции и ответы на вопросы, как компьютерные технологии помогут научить школьника, например, решению квадратных или тригонометрических уравнений, умению грамотно и логично излагать мысли или анализировать прочитанное.
Более двадцати лет назад, будучи преподавателем одного из технических вузов, я в какой-то момент почувствовал острую необходимость и непреодолимое желание внедрить в лабораторные и практические занятия элементы компьютерного моделирования. Описанию тернистого пути реализации этой идеи я мог бы посвятить отдельный рассказ, куда вошли бы и покупка дисков с нелицензионным софтом на известном московском радиорынке, и помощь знакомого специалиста по снятию ограничений на использование программ для компьютерной сети, но речь сейчас не об этом. Перейду сразу к результату: после внедрения компьютерного моделирования в учебный процесс студенты за две сдвоенные пары занятий стали успевать не только поработать с «железом», но и исследовать работу отдельных схем и блоков в разных режимах с помощью компьютерных программ. Мне было приятно внимание коллег других кафедр, из любопытства заглядывавших ко мне на занятия и позитивно отзывавшихся о новациях, но настоящее удовлетворение от работы я испытал, когда во время ответов студентов на экзамене увидел реальные результаты внедрения.
Меня, таким образом, не нужно убеждать в необходимости использования компьютерных технологий в образовании, но я уверен, что учитель должен очень хорошо понимать, с какой целью он их использует и какие аспекты темы будут проработаны глубже или быстрее, то есть повысится ли эффективность обучения. Учитель, я полагаю, прекрасно понимает, что цифровизация не является панацеей и не может гарантировать углубление понимания в любом классе на любом предмете при изучении любой темы.
У чиновников, к сожалению, иной взгляд на цифровизацию школьного образования, не предполагающий детализацию аспектов материала, подлежащих проработке с помощью компьютерных технологий. Этот взгляд ярко проявляется в заявлениях и интервью заместителя министра просвещения Марины Раковой, посвященных школьной цифровой образовательной среде. С одной стороны, заместитель министра неоднократно подчеркивала, что никто не собирается заменять учителей и учебники роботами и планшетами, а школу – онлайн-курсами, но с другой – отводит учителю роль организатора виртуальных экскурсий, а ученику планирует предлагать интересный контент, анализируя его цифровой след в системе и предпочтения в социальных сетях. Согласитесь, в таком взгляде чиновника на цифровизацию прослеживается не забота о глубине проработки и повышении качества усвоения материала, а стремление цифровизировать ради цифровизации. Еще и количественно оценить: в этом регионе цифровизировали уже на 77,5%, а в этом – лишь на 63,2%. Вот-вот, кажется, услышим: «Нехорошо, товарищи, отстаете от передового региона!»
Мне близки продуманные и взвешенные подходы к цифровизации школьного образования подлинных профессионалов. Назову в качестве примера Ангелику Бикнер-Асбас, доктора наук, профессора Бременского университета (Германия), которая участвовала в проекте «Мультимодальное обучение алгебре». Фрау Бикнер-Асбас, рассказывая о проекте, сообщает, что были разработаны способы использования компьютерных технологий для обучения алгебраическим понятиям через движение в пространстве. И хотя работа почти закончена, профессор не торопится оповещать о результатах, потому что сейчас проводятся исследования, которые позволят дать необходимые рекомендации по использованию разработанных способов на уроках. В таком подходе четко прослеживается желание не отрапортовать о цифровизации, а разработать способ, позволяющий глубоко изучить определенные темы и аспекты.
Готовых и однозначных ответов на вопросы, обозначенные в самом начале статьи, у меня, разумеется, нет, но если читателям покажутся интересными мои непричесанные и идущие иногда вразрез с точками зрения Министерства просвещения и Рособрнадзора мысли, я готов изложить свои взгляды на международные исследования PISA и задания нашего ЕГЭ, проинформировать о представленном на международной выставке didacta 2019 продукте с использованием дополненной реальности, поделиться соображениями о необходимости разделения ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный уровни, дать оценку рейтингу школ Департамента образования города Москвы и рассказать о многом другом, имеющем отношение к системе школьного образования.
Делитесь соображениями, участвуйте в обсуждениях на портале ActivityEdu и в социальных сетях. Мы будем рады узнать ваше мнение.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.