Мария Башкирцева... Большинству из нас она знакома по "Дневнику", написанному по-французски, изданному посмертно и переведенному на множество европейских языков. С двенадцати лет и до смерти Мария Башкирцева вела свой дневник (сто пять тетрадей). К сожалению, многие записи Башкирцевой после её смерти были уничтожены её матерью. К читателю он дошел в "усеченном" виде.
Но Мария Башкирцева известна и как художница.
Мария Башкирцева родилась в 1858 году в имении Гайворонцы Полтавской губернии.
Мария происходила из зажиточного полтавского дворянского рода. Родители рано разошлись, и мать, наполовину француженка, увезла девочку в Европу, по столицам и курортам которой — от Ниццы и Неаполя до Парижа и Баден-Бадена — семья кочевала многие годы, наслаждаясь богатством.
Эти постоянные переезды помешали Марии получить систематическое образование. Поэтому она самозабвенно занималась самообразованием, много читала, учила языки, изучала естественные науки по составленной лично программе. О том, чтобы стать художницей, Мария в детстве и ранней юности даже не задумывалась. Её привлекали профессии, связанные с умственной деятельностью.
Мария хотела славы. "К чему лгать и рисоваться! Да, несомненно, что мое желание, хотя и не надежда, — остаться на земле во что бы то ни стало".
Но в 16 лет она узнает о своей неизлечимой болезни. Туберкулез - это серьезный диагноз. Поэтому надо многое успеть, многое сделать.
В 1877 году она решила стать профессиональной художницей и поступила в единственное учебное заведение в Париже, где женщин учили рисовать, — Академию Жюлиана.
Мария Башкирцева упорно трудилась, занималась в мастерской по 8–10 часов в сутки. Курс, рассчитанный на 7 лет, прошла за два года. Ее полотна приняли на знаменитый Салон. Однако, несмотря на похвалы прессы, ее обошли награды.
Были у Марии и свои трудности. Хотя её работы и выставлялись, и покупались, открыто представляться она не могла. В те годы не слишком приветствовалась женская живопись. Поэтому на парижском Салоне 1880 года автор выставилась под псевдонимом “Mademoiselle Mari Russ”.
Её картину “Портрет мадемуазель Дины”, или “Молодая женщина, которая читает“, одобрительно восприняли искусствоведы и критики.
Интересна дальнейшая судьба этой работы. В конце 2012 году это полотно, которое считалось навсегда утраченным, вдруг появилось на аукционе “Sotheby's”, где его приобрела меценатка из Москвы, президент фонда “Возрождение памяти Марии Башкирцевой” Татьяна Швец.
Мария Башкирцева знала, что больна, знала, что умирает. Поэтому работала самозабвенно, много. А ей все казалось, что мало. " Я, которая хотела бы жить сразу семью жизнями, живу только четвертью жизни… Меня заставляют недостойно терять время".
В наследии Марии Башкирцевой сохранилось несколько автопортретов, по которым можно увидеть, какой она была. А была она красавицей, и сама об этом знала. " Мои фотографические портреты никогда не передадут меня, в них недостает красок, а моя свежесть, моя бесподобная белизна составляют главную мою красоту "
Увы, жизнь Марии Башкирцевой закончилась очень рано. В 1884 году она сильно простудилась. Простуда привела к обострению ее болезни, и за несколько дней она умерла. Ей было всего лишь 25 лет.
Ги де Мопассан, с которым она вела переписку долгое время, произнес на её могиле: "Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!"
Имя Марии Башкирцевой - единственное русское имя, попавшее в список "Бессмертие", помещенный на одноименной скульптуре в Люксмембургском музее (Париж).
"Ей даровал Бог слишком много!
И слишком мало - отпустил.
О, звездная ее дорога!
Лишь на холсты хватило сил..."
Марина Цветаева