Найти в Дзене
Русская жизнь

Метафизика стола

Стол часто фигурирует в преподавательских примерах...

Это и понятно: преподаватель читает лекции или ведет семинары в аудитории, где он сидит за столом и перед ним студенты, которые также расположились за столами. Взгляд постоянно натыкается на столы, они воспринимаются как нечто обыденное, привычное и если нужно взять для примера материальный предмет, то так и тянет указать на стол.

Лично я, когда читаю лекцию о Платоне, чаще всего упоминаю столы и эйдос стола. Сейчас, когда я это написал, я вдруг осознал, что у самого Платона в «Государстве» говорится об эйдосе кровати, и ни о каких столах речи нет и не может быть. Потому что у греков не было столов в нашем смысле слова. «Трапедзе» — это маленькие столики, практически стоящие на полу рядом с ложами во время пира.

Стол — это порождение христианской культуры. Азиаты сидят на полу и едят на специально постеленных кусках ткани. Древние греки и римляне ели лежа, а писали на навощенных досках, положив их на колени. Если следовать мысли о. Павла Флоренского о том, что в основе культуры — культ, религия, то архетип любого стола — это престол, находящийся в алтаре (агия трапедза, как называют его греки). Он символизирует собой землю, и на нем готовятся хлеб и вино причастия, что означает освящение земли.

Русское народное сознание четко связывало стол в середине избы с церковным престолом в поговорке: «где стол, там и престол». Изба, кстати, также рассматривается русским народом как своего рода храм, структурно повторяющий мироздание, хозяин дома — глава домашней церкви, творит за столом космическое причастие, разделяя хлеб, — тело Сына Богородицы-Земли и Отца-Неба между домочадцами.

На русском столе до революции в обязательном порядке всегда лежали хлеб и соль и этот обычай, утеряв свой религиозный смысл, сохранялся и в Советском Союзе вплоть до 1970-х гг. В советских столовых на столах стояли тарелки с хлебом и солонки с солью, причем и то, и другое было бесплатным.

Другой престол — княжеский и царский, где также совершается трапеза, символизирующая собой единство политической власти: князя и дружины, впоследствии — царя и бояр.

Это не исключает и другое значение слова «престол» — трон, на котором восседает князь и царь, престол-трон стоит во главе престола-стола (отсюда кстати, «веселие Руси есть пити», князь Владимир имел в виду не склонность русичей к вину, а тот факт что во время пира он с дружиной решает политические вопросы). Потому главный город зовется у нас столицей, стольным градом, ведь там престол, главный стол и трон правителя.

Учительский или преподавательский стол, кстати, — тоже престол, потому что за ним делится, а затем раздается пища духовная — знания, а ученики и студенты тоже сидят за столами, потому что они вкушают эту пищу.

Есть без стола, писать на коленках, как делали античные греки и римляне как делают и доныне те азиаты, что сохранили свои обычаи, для членов христианского и постхристианского сообщества невозможно: подсознательно они понимают, что это оскорбительно для причастия как для архетипа всякого принятия пищи — и материальной, и духовной…

Рустем ВАХИТОВ