Написала список действующих лиц в своем четырехтомнике – вышло девяносто семь человек. Нет, это не вообще все действующие лица, а те, у кого есть по сюжету вклад в судьбу героя. Так вот, из этих девяносто семи конкретно Хепбернов – пятнадцать человек.
Чем в Средние века отличались друг от друга мужчины одной семьи? Именем? Ничего подобного. Из этих пятнадцати человек - пятеро по имени Патрик Хепберн. Дед и внук, дядя и племянник, двоюродные братья, отец и сын… Есть, к примеру, персонаж, Патрик Хепберн, который одновременно является 1) сыном Патрика Хепберна; 2) отцом Патрика Хепберна; 3) дядей Патрика Хепберна – и все эти, перечисленные в последних трех пунктах разные люди.
Так вот, как не перепутать индивидуумов в таких условиях?
Современники выходили из положения, используя вместо фамилии для тезок: 1) названия поместий; 2) прозвища. А еще взрослые мужчины одной семьи отличались друг от друга гербами.
Про прозвища в шотландском Приграничье поговорим отдельно, ибо это разговор увлекательный и не всегда приличный, а сейчас покажу небольшую коллекцию гербов и оттисков печатей для разных персонажей цикла «Белокурый».
Начну с самого типичного варианта. Это фото витража в большом холле Джеймса IV, Стерлинг, Шотландия. Окна там украшены гербами знатнейших нобилей королевства, есть среди них и такой.
Гид на месте не смог мне сказать, кому именно принадлежит этот герб, первому графу Босуэллу или третьему – дед и внук как раз и были тезками. Потом кураторы Стерлинга отписались, что это герб первого Босуэлла. Он состоит из герба Хепбернов Хейса – два льва combatant по стропилам и роза на пурпурном поле – и, вероятно, герба собственно графства Босуэлл (синяя полоса на желтом поле). За второе предположение не ручаюсь, ибо в геральдике не сильна. Однако, судя по содержанию, герб вполне мог принадлежать и второму графу, Адаму Хепберну, и третьему – моему герою.
Собственно, герб Хепбернов Хейлса (основная ветвь семьи, впоследствии получившая графство Босуэлл) выглядит так.
В гербе Хепбернов Бинстона (младшая побочная ветвь) добавляется пятиконечная звезда младшего сына, хорошо различимая вот тут. Это герб троюродного деда героя, Патрика Хепберна Бинстона, епископа Морэя и приора Сент-Эндрюса (крайний слева) на стене замка Спини.
А вот и его печать. Тут звезда видна более отчетливо.
До Бинстона Морэя приором Сент-Эндрюса и настоятелем тамошнего собора Святого Андрея был человек из той же семьи, двоюродный прадед героя, Джон Хепберн. Среди прочего славен был тем, что за свой счет обновил стены вокруг города и основал в университете Сент-Эндрюса новый колледж – Сент-Леонардс, на паях с архиепископом. Колледж функционирует до сих пор, а вот и гербы основателей на фасаде, герб приора в центре.
А вот герб приора Джона Хепберна отдельно, на фасаде соседнего с колледжем дома. В герб Хепбернов Хейлса добавляется пастырский посох.
Еще один священнослужитель в семье, сын первого графа Босуэлла, тоже Джон – епископ Брихин. Его герб выглядит так, герб Хепбернов Хейлса плюс епископская митра.
Добрались и до самого Патрика Хепберна, третьего графа Босуэлла, по прозвищу «Белокурый». Герб, размещенный на потолке церкви Св.Макара в Абердине, дает самый простой вариант - герб Хепбернов Хейлса плюс графская корона, как на витражном варианте, который я привела в статье первым.
А это оттиск печати Белокурого. Качество низкое, но тут можно разобрать гербовой щит, увенчанный шлемом, герб, опять-таки, Хепбернов Хейлса с добавлением якоря, наследственный титул Босуэллов, начиная с первого графа и заканчивая четвертым – великий лорд-адмирал Шотландии. Печать была заказана примерно в 1513 году, возраст героя – около года.
А это персонаж куда более известный, нежели его отец (и мой герой) – Джеймс Хепберн, 4-й граф Босуэлл, третий муж королевы Марии Стюарт. В этом недолгом и для обоих фатальном браке герб Хепбернов графов Босуэлл обзавелся вставками – гербами Окрнеев и лэрдства Лиддесдейла. Оркнейские острова - кораблик, три алых стропила на белом поле - герб Лиддесдейла (по некоторым предположениям - герб бывших хозяев той местности норманской фамилии де Сулис).
А вот и его печать.
Кстати, за подбором иллюстраций для этой статьи нашла совершенно прекрасное – место, где с 1520 года в неприкосновенности висят гербы трех персонажей моего романа из фамилии Хепберн. Но об этом в другой раз.
Описание герба в «Белокуром» фигурирует во второй книге цикла и в несколько вольном переложении – когда сам главный герой трактует его для своей дамы сердца, более поэтично, чем достоверно:
«Все начиналось так невинно, почти как в рыцарских романах, которые он читал ребенком. Масленичное веселье в Стерлинге двор проводил в турнирах и представлениях, изображающих осаду крепости Любви девятью добродетелями. Прекрасная дама, обернувшись к Босуэллу, перед тем, как выходить ему на поле, спросила, что значит его герб. И маленькая, затянутая в перчатку рука указала на щит в руках оруженосца, где помещались бегущие по стропилам львы, рычащие на розу. Хепберн взглянул на окно в большом зале Джеймса IV, там, в скудном северном солнце наполнялся цветами полный герб рода.
- Герб четырехчастный, - пояснил Патрик, - два поля багряных, два золотых с синим. Багрянец - цвет крови и власти, серебро - чистоты помыслов. По багряному полю серебряные стропила, по коим - пара львов combatant, то есть, дерущихся за розу, что, с одной стороны, обличает присутствие в роду двух корон, крови королей Шотландии и Англии, с другой - обозначает в Хепбернах неумолимое стремление хищного к прекрасному, - он улыбнулся, - благородного к невозможному. В дедовом, вот в этом – он был мой тезка, Патрик, лорд-адмирал Шотландии - еще и якорь…
- Благородного к невозможному? – переспросила Мари де Гиз, подняла глаза на Босуэлла. – Но что же есть невозможного для благородства?
Белокурый заглянул в эти темно-серые очи, чуть раскосые, миндалевидные, уголком приподнятые к вискам. Наверное, именно тогда он и просчитался в игре, потому что увлекся. Глаза у нее были, точно у фейри, это правда. Чудесные, восхитительные глаза. Королева ждала ответа.
- Я полагаю, благородному человеку следует знать пределы своих возможностей, - отвечал он вполголоса. – Божий промысел, который предоставляет каждого своей судьбе и доле, я изменить не в силах…
- Да, - подтвердила Мари, опуская взор, - вы правы, граф. Грех было бы и думать о таком…
К невозможному.
- …но я мог бы носить ваши цвета в турнире, если будет на то ваша милость, моя прекрасная госпожа, - произнес Патрик без улыбки».
Еще историй об авторе, герое, романе и писательстве – здесь.