Найти тему
Редакция

Алексей Пивоваров — о «Редакции» про World of Tanks, Dota 2 и Ramzes

На нашем Ютьюб-канале вышел выпуск «Редакции» про компьютерные игры, киберспорт и его звезд — RAMZES666, Solo, RodjER, Jove и других. Мы задали десять (возможно) глупых вопросов Алексею Пивоварову (ответы на которые в выпуске вроде не прозвучали). А сам выпуск, кстати, можете посмотреть вот тут.

1. Сколько времени ушло на подготовку этого выпуска? В эти 39 минут упаковано столько локаций, людей и материалов, что сложно поверить, будто он делался всего неделю.

Это для нас комплимент, потому что на подготовку действительно ушла неделя. Кое-что было заготовлено чуть раньше, но всего за пару дней до начала основной работы. Просто у нас хороший журналистский бэкграунд и мы умеем делать истории быстро.

2. Как ты сам относишься к киберспорту? Есть у него будущее в России?

Я к нему отношусь все более и более серьезно, потому что вижу, как развивается эта индустрия, какие туда приходят деньги и насколько всерьез люди занимаются играми. Как они начинают хорошо и по-настоящему зарабатывать. Как они считают себя профессионалами и уже являются ими, если судить по количеству сил и времени, отданных этому делу.

В конечном итоге нет ничего «правильного» или «неправильного», «серьезного» или «несерьезного». И то, что компьютерные игры несерьезны, — это просто расхожее представление. Если посмотреть на них с другой точки зрения, с которой мы и постарались посмотреть в этом выпуске, можно увидеть, что игры — это очень даже серьезно.

3. Почему именно игры из всех развлечений стали спортом? Почему, например, нет соревновательного чтения книг вслух и спортивного угадывания сериальных финалов, а киберспорт есть?

Первый уровень здесь достаточно банальный. Игры затягивают, в них есть серьезные физиологические и психологические приманки и системы удержания. Понятно, что играть в игру подавляющему большинству людей гораздо увлекательнее, чем читать книгу или даже смотреть сериал. А вот почему некоторые игры становятся спортивными дисциплинами, а другие нет — это вопрос к их механике. У любой игры, где есть четкая система подсчета баллов, за которой можно независимо наблюдать, верифицировать и оценивать, есть возможность стать спортивной дисциплиной. Но всегда есть элемент случайности, конечно. Например, World of Tanks так и не смог стать серьезной спортивной дисциплиной, а Counter Strike и Dota 2 очень даже смогли.

4. Каковы киберспортсмены в личном общении? Есть ли у них какие-то общие качества, которые сразу можно выделить?

Они похожи на обычных спортсменов — немногословные, часто интровертные ребята. При этом вполне ироничные, в том числе по отношению к себе. Знающие цену тем деньгам, которые они зарабатывают, и, как мне показалось, не впадающие в слишком завышенную самооценку. Хотя, как и со всеми людьми и всеми спортсменами, по-разному бывает.

5. Как думаешь, что станет с ними после завершения карьеры? Ведь когда в 19 лет так легко зарабатываешь миллионы долларов, шанс на то, что дальнейшая жизнь будет еще увлекательнее, не очень велик.

Мы задавали им этот вопрос. Интересно, что все — и те, кому сейчас 28, и Рамзес, которому только что исполнилось 20, — говорят, что еще немного поиграют, а дальше будут строить свою жизнь на чем-то более реальном и вкладывать деньги в реальные истории. Они рассуждают очень по-взрослому и не собираются всю жизнь сидеть за компом. К тому же, это и физически сложно: чем старше ты становишься, тем меньше времени готов проводить за компом, потому что спина болит.

6. Что тебя больше всего удивило во время подготовки этого выпуска?

Я не очень пристально следил за индустрией, потому что сам я по природе не геймер. И очень удивился, насколько глубоко все развилось. Насколько серьезно выглядит, например, Yota Arena со всеми своими студиями, геймерскими клубами, ареной для киберспорта. Насколько она производит впечатление серьезного предприятия, настоящего бизнеса и настоящего спорта.

7. Как считаешь, игры могут стать главным развлечением и со временем поглотить все остальные?

Ни кино, ни сериалы, ни театры и рестораны никуда не денутся, конечно же. «Хлеба и зрелищ» — вечная формула. Зрелищ становится все больше, они сегментируются, диверсифицируются, но в целом все равно дополняют друг друга, а не поглощают.

Даже книги никуда не денутся — всегда будут те, кому прикольно почитать именно бумажную книгу.

8. Люди, которые делают игры — какие они? Есть ли в них что-то рок-н-ролльное? Или они такие-же офисные работники, как любые другие?

В любом человеке есть что-то рок-н-ролльное, если правильно построить с ним разговор и говорить на интересную ему тему. Например, мы говорили с саунд-дизайнером World of Tanks, и когда он увидел, что мне реально интересно как делаются выстрелы, он стал прямо очень большим рок-н-ролльщиком. Если просто приходить и общаться с этими людьми — да, они абсолютно офисные работники: маркетинг, летучки, собрания, статусы, KPI, вот это все.

9. После подготовки этого выпуска не захотелось влиться в сообщество геймеров?

Я поиграл в танки. Ну, прикольно. Но я же пилот реального вертолета. И понятно, что круче летать на реальном воздушном судне, чем на любом авиасимуляторе. Я в свое время специально стал запрещать себе играть в игры, потому что имею очевидную склонность к тому, чтобы в них залипнуть. В моем случае я всегда считал, что это будет мешать мне делать основную работу. С другой стороны, в процессе подготовки этого выпуска у меня была возможность погрузиться — и да, это прикольно.

10. Если бы у тебя была возможность, на каком своем хобби ты бы хотел зарабатывать миллионы долларов?

Конечно, проще всего сказать, что я бы хотел зарабатывать миллионы долларов на полетах. Но на самом деле я бы хотел зарабатывать хорошие деньги на том, чем занимаюсь сейчас — на журналистике, на своем Ютьюб-канале, на «Редакции», на своем контенте. Это действительно увлекает и это действительно очень интересно.

Если еще не смотрели выпуск про киберспорт, то срочно это исправляйте, вот он:

И подписывайтесь на наш канал в «Дзене»!