Можно подумать, что выражение «злачное место» произошло от слова «зло», правда? Ведь смысл, который мы вкладываем в это выражение, совершенно не вяжется с чем-то добрым и прекрасным. В «злачных местах» не дают «Волшебную флейту», не выставляют полотна Леонардо да Винчи или Рафаэля Са́нти, не предаются неторопливым философским беседам и не молятся о спасении своей души.
Мы привыкли, что в «злачных местах» безудержно кутят, пьют, развлекаются, предаются разврату и прочим порокам. Но, как ни странно, изначально смысл у этого выражения был совершенно иным.
Обратимся к церковнославянскому словарю протоиерея Григория Дьяченко:
Злачник – сад с цветами, злаками, овощами.
Злачный – от прил. злак; изобилующий злаками; имеющий хорошие пастбища.
Место злачное – обильное, приятное.
В православной заупокойной молитве, обращаясь к Господу, просят, чтобы он упокоил души усопших « в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание».
Как видим, в изначальном значении «злачное место» - это плодородное место, светлое и благодатное; место, в котором нет нужды, но есть изобилие, в котором спокойно, приятно и хорошо.
По странной иронии мы употребляем это выражение в противоположном значении и, возможно, причина этому в словах Гераклита: « Все движется и ничто не остается на месте » - меняются времена, меняются нравы и люди.