О том, что общего между знаменитым хирургом XIX века и радикальным похудением
Немец Теодор Бильрот, родившийся 26 апреля 1829 года, пользовался репутацией гениального хирурга. Именно его приглашали лечить прославленного российского коллегу Николая Пирогова и классика отечественной литературы Николая Некрасова.
Бильрота заслуженно считают отцом абдоминальной хирургии: вообразите себе, что техники оперативных вмешательств, внедренные им полтора века назад, применяются — пусть и в усовершенствованном виде — в наше время. Однако маловероятно, что блестящий врач, в честь которого назвали хирургический зажим, мог предположить, сколь необычное применение обретут его труды в медицине будущего.
Сегодня резекция (удаление части) желудка — операция, впервые успешно выполненная Бильротом для лечения рака и язвы, — стала одним из наиболее востребованных методов лечения ожирения.
Наше изобильное и ленивое время и правда требует радикальных медицинских мер: в развитых странах ожирением страдает каждый четвертый (а то и каждый третий!). При этом шансы на самостоятельное похудение для этих людей минимальны — вопреки громким обещаниям диетологов и фитнес-тренеров. Лишь каждый десятый из тех, кто решил сбросить вес, избавляется за год от 5 % массы тела. При этом половина из достигших успеха в этом нелегком деле возвращает утраченные килограммы еще через год, 78 % — в течение 5 лет.
В долгосрочной перспективе все еще хуже: лишь один из двух сотен тучных людей способен раз и навсегда похудеть до нормальных параметров, а если речь идет о тяжелой степени ожирения, то шансы на успех составляют всего 0,1 %.
Не совсем операция
Другое дело — приемы, призванные механическим путем уменьшить объемы потребляемой пищи. Ученые разработали с добрый десяток способов, позволяющих сделать это без вмешательства в анатомию желудка.
Например, с помощью чудо-таблетки, работающей по принципу воздушного шарика: она проглатывается вместе с зондом, через который в капсулу нагнетается воздух. Человек может до полугода носить такой ограничитель в желудке и есть все, что вздумает: чувство сытости будет наступать уже в первые минуты трапезы.
Еще один способ — не для слабонервных — все-таки подразумевает небольшую операцию, в ходе которой между желудком человека и наружной стенкой его живота формируется отверстие с герметичным клапаном. Через 20 минут после каждого полноценного приема пищи пациенту предлагается, уединившись в санузле, избавляться от съеденного, промывая желудок при помощи портативного аппарата с водой, присоединяемого к клапану.
По данным ученых, один год в таком режиме обеспечит потерю примерно 12 % массы тела — без необходимости сидеть на диете, — после чего герметичность желудка можно будет восстановить в ходе еще одного краткого вмешательства.
Очевидно, подразумевается, что наличие «дырки в животе» вряд ли скажется на социальной и личной жизни пациентов: когда стрелка весов показывает трехзначные числа, многие виды активности и так переходят в разряд недоступных.
Наконец, желудок можно попросту стянуть поперек — подобно тому, как мы стягиваем талию поясом или корсетом, чтобы казаться стройнее.
Этот «недохирургический» метод получил название «бандажирование желудка»: на орган набрасывается что-то вроде регулируемого хомутика, «пульт управления» которым выводится под кожу.
При необходимости в ходе лечения доктор может ослабить стяжку, благодаря чему можно добиться оптимального баланса между скоростью похудения и чувством сытости.
Резать — значит резать
Однако данные результатов операции, накопленные за годы бариатрических (т. е. весоснижающих) операций показывают, что вмешательства, сопровождающиеся удалением части желудка, всегда демонстрируют лучший эффект, нежели разнообразные щадящие временные меры, о которых рассказывалось выше.
Дело в том, что при резекциях эффект достигается не только за счет сокращения объема главной «кастрюли» нашего тела, но и за счет воздействия на эндокринную систему. В тканях желудка расположено множество желез внутренней секреции, вырабатывающие гормоны, которые отвечают за чувства аппетита и насыщения. Удаляя часть органа (который у людей, страдающих ожирением, часто значительно перерастянут), врачи уменьшают «химическую атаку» на мозг, благодаря чему пациенту реже хочется есть.
Бариатрических операций, представляющих собой усовершенствованные варианты вмешательства по Бильроту, существует несколько. Самые распространенные из них — желудочное и билиопанкреатическое шунтирование (создание «обходных путей», по которому пища быстро переходит из пищевода в тонкую кишку) и рукавная резекция (отсечение большей части желудка).
Несмотря на масштабность «перепланировки» пищеварительной системы, подобные процедуры проводятся лапароскопически — при помощи небольших надрезов на животе, — а пациенты зачастую даже не нуждаются в госпитализации после операции.
В 85 % случаев бариатрические вмешательства приводят к значительному похудению (пациенты теряют до половины от прежней массы тела), а результат сохраняется пожизненно. На оставшиеся 15 % приходятся случаи, когда, несмотря на анатомические ограничения, больной умудряется заново растянуть желудок пищей — и вновь толстеет.
Врачи посчитали, что бариатрические операции проводятся лишь у 1 % людей, которые в них нуждаются (напомним, что речь идет о тяжелой степени ожирения). Причин тому несколько: плохое состояние здоровья больных, чья тучность осложняется проблемами с сердцем и дыханием, высокая стоимость процедуры, возможные осложнения процедуры, а еще отчасти — предубеждение лечащих врачей против радикального способа избавить пациента от бремени собственного тела.
Но с учетом растущего распространения ожирения есть все основания полагать, что через 20–30 лет Теодора Бильрота будут вспоминать не как просто выдающегося хирурга, а как спасителя человечества от последствий лени и безволия. Надеюсь, что такой прогноз не сбудется.
Ольга Кашубина сециалньо для Apteka.RU