Юрьев день, или День памяти великомученика Георгия Победоносца — день почитания святого Георгия Победоносца в христианстве, отмечаемый 6 мая. (Именины - Георгия, Егора, Юрия).
В народе, 6 мая, называют - Егорьев (Юрьев) день - весенний, вешний, храбрый. По поверью, Святой Егорий перед своим вешним днём (6 мая) садится на белого коня и объезжает все леса, собирая отовсюду зверей диких и отдавая им свои хозяйские наказы нерушимые. Вся живая тварь у Егория под рукой. Каждому зверю идет от него свой приказ: чем кормиться, где промышлять добычу...(Словарь русских суеверий).
Георгий Победоносец — один из самых известных и почитаемых святых. К нему обращаются за помощью и покровительством люди, связанные с военной сферой и земледелием. Также святой Георгий способен помочь в восстановлении справедливости и наказании лжецов.
Святой Великомученик Георгий Победоносец, святой Георгий родился в III веке в Каппадокии (из других источников, согласно преданию, родился в Палестине у подножия Ливанских гор, по одним сведениям, в городе Берите (ныне Бейрут), по другим – в Лидде(Сирия Палестинская), в знатной и благочестивой семье, исповедовавшей христианство.
Поступив на службу в римское войско, Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклетианом и принят в его стражу одним из старших военачальников.
В 303 году Диоклетиан начал гонения на христиан, в результате которых появилось множество мучеников. Император приказал закрыть церкви и уничтожить книги.
Узнав о решении императора - язычника дать полную свободу правителям в расправе над христианами, Георгий раздал нищим своё наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат, где открыто выступил против императорского замысла, и призвал всех признать истинную веру во Христа. Ошеломленный дерзновенной речью, император попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, принести, по обычаю римлян, жертву богам. Георгий решительно отказался. За отказ подчиниться, император приказал оруженосцам вытолкнуть копьями св. Георгия из собрания, и проводить в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого,и не причиняла боли.
В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжёлым камнем. На другой день его привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнажённое тело. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона.
Диоклетиан решил, что истязуемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: "Не бойся, Георгий, Я с тобою". За тем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светозарного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: "Радуйся!" - святой Георгий восстал исцелённым.
Когда св. Георгий снова предстал перед императором, последний не верил глазам своим и думал, что это другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в св. Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо.
Обозлённый император, стал подвергать св. Георгия новым страшным пыткам и истязаниям (сажали в яму с негашеной известью, обували в раскалённые железные сапоги и т.д.), но ничто не сломило мученика, он оставался не вредимым.
6 мая( 23 апреля по старому стилю) по приказу императора, св. Георгию отсекли голову. (Св. Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет.)
Из многих чудес, совершённых св. Георгием, наиболее известно произошедшее в окрестностях города Бейрута близ Ливанских гор (в ряде текстов фигурирует вымышленный город Ласия или "Гевал, в земле Палестинской"). Около города находилось большое озеро, в котором жил громадный змей, нападавший на людей. Чтобы, змей, не убил всех жителей города, стали приносить в жертву, по жребию, своих детей. Подошло время царю отправить к озеру единственную дочь. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа.
Неожиданно к ней подъехал на коне св.Георгий с копьём в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидав змея, осенив себя крестным знамением и со словами:" Во имя Отца и Сына и Святого Духа" устремился на него, пронзив гортань змея копьём. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город.
Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами:" Не бойтесь, уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо Он послал меня к вам, чтобы спасти вас". Затем Георгий убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек крестились тогда.
Святой Георгий вошёл в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Руси. Он был ангелом и покровителем русскому государству. Со времени образования Московского княжества, святой Георгий с копьём в руке, стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства.
Во многих городах России, воздвигнуты прекрасные памятники Святому Георгию.
Памятники св. Георгию поставлены и в других странах мира - в Софии (Болгария); в Бобруйске (Белоруссия); в Берлине (Германия); в Тбилиси (Грузия); в Нью-Йорке (США); во Львове (Украина); в Загребе (Хорватия); в Стокгольме (Швеция) и странах.
Народные приметы и поверья:
С днём 6 мая связывался также прилёт ласточек, начинали прислушиваться к голосу кукушки.
Георгий Победоносец считается покровителем домашнего скота, и к нему обращаются с просьбой защитить, уберечь овец, коров, лошадей. Наибольшей силой обладает молитва к нему именно на Егорьев день, во время выпаса скота на подножный корм.
Егория Храброго, Св. Георгия, называют покровителем волков, волчьим пастырем. Говорят: "Что у волка в зубах, то Егорий дал".
Святой Георгий воспринимается не только защитником скота, но и хозяином лесных зверей. "Всяк зверь у Егория под рукой".
К Егорьеву дню был приурочен первый выгул скота в поле, и воспринимался как большой праздник и соответственным образом обставлялся различными действиями, обрядами, песнями и приговорами.
- Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает.
- Егорий с водой, а Никола с травой.
- На Егория мороз - будет просо и овёс.
- На Юрья дождь - скоту легкий год, а гречи недород.
- Умываются Юрьевой росой - для красоты и здоровья.
- Юрьева роса от сглазу, от семи недугов.
- Юрий (весенний) починает полевые работы, Юрий (осенний) и кончает.
- С Георгия начинают садить свёклу, сеять морковь и рассаду.
- При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.
Автор статьи И.М.Осипова
Источник:
Википедия - свободная энциклопедия.
Православный народный календарь.1996.Пермь. В.Соколовский.
Словарь русских суеверий.1995. Н.Новгород.Е.Грушко.