У каждого человека есть цели: часть из них поставлена им самим, а многие определены семьёй, обществом, окружением. Окончить школу, поступить в ВУЗ, получить профессию, найти высокооплачиваемую работу – вот основной список стандартных жизненных ситуаций, в которых выбираются цели. У бизнеса также есть собственные цели – увеличить прибыль, вывести новый продукт на рынок, обойти конкурентов.
От того, какие приоритеты вы выберете, будет зависеть общий уровень успешности и удовлетворённости жизнью, а также степень эффективности в деловой среде. При неосознанном целеполагании цели появляются спонтанно, в зависимости, от социальной среды, текущих обстоятельств и потребностей низшего уровня. Результат – отсутствие радости, целостности и гармонии в жизни.
Это актуально и для бизнеса: компании без чётко выстроенной иерархии целей развиваются стихийно, что ограничивает их шансы на успех и уменьшает конкурентоспособность.
Осознанное целеполагание – это продуманный выбор целей, определённых внутренними мотивами, существующей ситуацией и ориентированный на достижение желаемых результатов.
Что лежит в основе целеполагания?
Целеполагание тесно связано с такими понятиями, как потребности и мотивы.
Потребность – это острая необходимость в чём-либо. Достаточно полно иерархию потребностей человека выстроил Абрахам Маслоу. Основу его пирамиды составляют потребности в физиологическом поддержании жизни и безопасности (низший уровень), далее следуют потребность в принадлежности, любви, уважении, признании, самореализации (высший уровень).
Цели правильно ставить в зависимости от наиболее актуальных, в данный период жизни, потребностей: если для вас наиболее значима любовь, то на первом месте в иерархии жизненных целей должна стоять задача – создать семью. Если важно признание, то цель – написать книгу, реализовать проект или сделать что-то другое, что принесёт славу.
Мотив – это то, что побуждает нас к деятельности. Цели, которые не вызывают желания действовать, трудно реализовать. Поэтому при осознанном целеполагании важно определить уровень мотивации.
Применительно к компаниям говорят не о потребностях и мотивах, а о Миссии и Видении.
Миссия раскрывает основную причину существования бизнес-структуры и отвечает на вопрос – какую ценность она несёт людям и обществу или в чём смысл её существования.
Видение – это образное представление организации в будущем. При внедрении в компанию регулярного процесса целеполагания определение Миссии и Видение – это первый шаг.
Почему целеполагание важно
Грамотное целеполагание решает комплекс проблем:
- Увеличивает результативность. Наличие правильных целей, которые совпадают с вашими ценностями, потребностями и мотивами, помогает достигать больших результатов с меньшими усилиями.
- Внедряет в организации или жизни конкретного человека слово «важно». То есть то, что ведёт к достижению выбранных целей – это важно.
- Позволяет управлять своей деятельностью во времени. Целеполагание предполагает планирование своих действий, для которых необходимо четко выделять соответствующие периоды времени.
- Повышает ощущение целостности жизни и системности в бизнесе. Когда цели начинают реализовываться, вы ощущаете радость, получаете удовлетворение и другие позитивные моменты. В компании появляется причина (Цель), которая влияет на выбор взаимодействия между подразделениями и сотрудниками, и процессы в компании.