-Кем можно стать, родившись в семье капитана корабля? Конечно, юнгой. Так Морган Робертсон – сын Эндрю Робертсона и Амелии Глессфорд ходил в море юнгой на кораблях торгового флота. Видимо там что-то произошло и он в 16 лет, в звании первого помощника капитана, ушел на берег. На корабль он вернется, но уже в своей книге…
Он посвятил себя ювелирному делу, но зрение предательски терялось. И Морган Робертсон занялся беллетристикой. Его рассказы и новеллы заинтересовали такие журналы как McClure’s и Saturday Evening Post.
А теперь о главном. В 1898 году у Робертсона вышла повесть под названием «Тщетность». В ней описывается последнее плавание трансатлантического лайнера «Титан», который своими размерами намного превосходит любое современное ему судно. Согласно рекламе, судно непотопляемое и неразрушимое.
И вот хваленый «Титан» тонет в апрельскую полночь. Причина крушения - столкновение с айсбергом и сильные повреждения правого борта. В сложной ледовой обстановке была набрана предельная скорость. Судно шло на рекорд скорости в пересечении Атлантического океана.
Большого числа жертв можно было избежать. Но роковую роль сыграла нехватка шлюпок все из-за той же полной уверенности судовладельцев в непотопляемости судна.
Если вы подумали о Титанике – напомню, он затонул 14 апреля 1912 года.
Что произошло с Морганом в 1898 году? Как он увидел катастрофу за 14 лет до события? Он сделал описание корабля (размеры, тоннаж, число пассажиров, команды) и все параметры совпадут с параметрами Титаника, который на тот момент еще даже не был спроектирован.
Отвечая на вопросы журналистов, Робертсон рассказал, что замысел появился в его голове во время болезни.
«У меня был жуткий грипп с очень высокой температурой. Не скажу, был ли это сон или горячечный бред, но я совершенно явственно увидел этот корабль. Впечатление было такое, словно я сижу в лодке, а он, красивый, огромный, плывет мимо меня. Я видел и само столкновение. И удар, крики жертв, и вопли умирающих, и трупики детей. И ничего не мог сделать. Прежде у меня никогда не было пророческих снов, ни галлюцинаций. Я не знал, что и думать об этом фантоме своего воображения. Вот и решил, что это хороший замысел для книги».
Примечательно, после гибели «Титаника» Робертсон подкорректирует отдельные детали описания гибели своего «Титана». Возможно, посетует на некоторую неточность предсказания. Через три года 24 марта 1915 года его найдут мёртвым в гостиничном номере отеля в Атлантик-Сити, Нью-Джерси. Причина смерти - отравление паральдегидом. В фармакологии используется как успокоительное. Странная смерть, учитывая, что в тот момент Робертсон - популярный писатель. Не было ли и там у Робертсона видения, которое привело его к такому печальному концу.
Сердце его могло попросту не выдержать того, что ему привиделось…
Тут задумаешься. Он написал книгу приключений или книгу пророчества? Есть две подсказки. Он писал газетные статьи, где выступал экспертом по вопросам судоходства. А в 1905 году Робертсон опубликовал роман «Подводный разрушитель». Подводная лодка управляется с помощью перископа – оптического прибора для наблюдения из укрытия. Прототип перископа был изобретен Иоганном Гутенбергом в середине 15 века. Некто Ян Гевелий описал перископ в своей научной работе уже в середине 17 века. Наконец француз Ипполит Мария-Дэви в 1854 году предложил морской перископ, состоящий из трубы и двух развёрнутых под углом 45° зеркал. Так вот Робертсон почему-то подал заявление об изобретении этого прибора. В патенте ему откажут. Но то, что он это сделал, о чем это говорит - только об одном: о тщеславной попытке сказать свое слово в науке…О чем же еще? Значит, описание гибели кругосветного лайнера за 14 лет до события – не буйство фантазии, а что-то другое.
И еще! Вопрос, который я задал в начале. Что подтолкнуло Робертсона тогда в 1877 году, за 40 лет до гибели "Титаника" навсегда покинуть морскую службу? Ведь ему было 16 лет. Вероятно, тогда и произошло его первое видение гибели трансатлантического лайнера.