Найти в Дзене

Мир открывается каждому

Инклюзивные программы для детей с ОВЗ становятся доступны во всех регионах Российской Федерации

Долгое время дети с ОВЗ жили изолированно от остального мира: учились в спецшколах, занимались в коррекционных группах, лечились в специализированных центрах. Сегодня набирают обороты инклюзивные программы, когда «особенные» дети вовлечены в общие социальные процессы. В рамках текущего Десятилетия детства журнал «Социальная защита в России» рассмотрел региональные практики создания инклюзивной среды для детей с различными ОВЗ в сферах образования, оздоровления и социальной адаптации.

Школа без ограничений

В лицее № 78 «Фарватер» Приволжского района города Казани дети с ОВЗ
обучаются вместе со здоровыми детьми. Из 1250 учащихся 12% имеют ограничения по здоровью. Из года в год количество детей, получающих образование в инклюзивной форме, растет. Это показатель готовности как детского, так и родительского сообщества к совместному обучению. Сейчас включенное образование в лицее — норма. Выработаны, приняты и работают принципы корпоративной культуры, которые были заимствованы из международного опыта организации общения и взаимодействия с лицами с ОВЗ, например на параолимпиадах. В общеобразовательных классах сейчас обучается 23 учащихся с ОВЗ, из них с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) — 12, с нарушением слуха трое, восемь — с соматическими заболеваниями. Таким образом, образование в лицее предоставляется как в специальных классах для учащихся с НОДА, так и в инклюзивных классах, что сводит к минимуму изолированность учащихся.

«Такая форма организации образовательного процесса позволяет расширять общий кругозор обучающихся и, как результат, нивелировать недостаточную информированность о прикладном значении изучаемых наук, ограниченность социального опыта детей», — говорит директор МБОУ «Лицей № 78 «Фарватер» Альфия Урманчеева.

Читайте полностью по ссылке.