Найти в Дзене
Рисую словами

Ефросиния-12. Не всем пришлось по душе то, что она осталась в Салантарях

НАЧАЛО

Подошёл Макар Иванович, постоял немного, потом тихо сказал:

- Ну, пойдём, дочка, там Меланька тебе комнату готовит.

Они прошли в дом.

- Вот, пока в Меланькиной комнате будешь жить с детишками, а Меланьку переселим в другую, в меньшую. А летом мы новый дом построим, так вам большую комнату выделим, а может, и две. Не пожалеешь, что осталась. Детям твоим у нас нравится, а это немаловажно, - Макар Иванович открыл дверь в Меланьину комнату.

Меланька наводила порядок, доставая из сундука простыни и наволочки да застилая постель. Андрей тоже был здесь. Как раз в это время он, нагнувшись, устанавливал детскую кроватку. Увидев вошедших, встал.

- Вот, немного не успел. Сейчас закончу, и можно будет переходить сюда. Хорошая комната. Маловата, но светлая и тёплая.

Фрося задержала на нём свой взгляд дольше обычного, что смутило их обоих и щёки молодой женщины густо покрыл румянец. Андрей замолчал и поспешил вновь опуститься на землю, чтобы продолжить работу. В его несколько худом теле угадывалась энергичная натура, вечно стремящаяся к работе и разным познаниям, не любящая терять ни минуты времени без пользы. Фрося обратила внимание, что он сбрил бороду и сразу же стал выглядеть моложе, но виски его уже покрылись сединой. Интересно, сколько же ему лет?

Меланья рассказала, что два года назад жена Андрея умерла при родах. Роды были тяжёлые, не выжил и ребёнок. Жену он любил и, как не старался отец кого-то сосватать для него, Андрей жениться не торопился.

День прошёл в хлопотах. Фрося доставала вещи из дорожных сундуков и раскладывала их по полкам. Петя занимался маленькой Пашей. Он, как старший, отвечал за неё, следил, чтобы она не шалила, развлекал разными играми. Новое жильё детям, видно, понравилась. Паша, то и дело, кружилась по комнате, представляя себя принцессой из сказки, и напевала какую-то песенку.

Вечером собрались все за ужином. Пришёл и старший сын Макара Ивановича, Егор с женой Авдотьей. Фрося уже успела с ними до этого познакомиться и осталась довольна ими. Простые, работящие люди, которые добились благополучия своим трудом. Всем было интересно, как это у Фроси получилось избавить от боли их отца. Удивились, что она нигде не училась этому и даже грамоту не знает.

- Наверное, в твоей семье были лекари и тебе передали? – Поинтересовался отец.

- Нет, никто у нас дома этим не занимался. Я не знаю, как это получилось. Помню, я ещё девчонкой была лет тринадцати, у нашей соседки живот заболел, сорвала его, тяжести поднимая. Пришла она к нам в гости, сидит, рассказывает и плачет. А я рядом была. Жалко её стало, и что-то меня заставило подойти к ней и потрогать её живот. Вот, как вроде бы кто-то меня подталкивал и подсказывал, что надо ей помочь. Она удивилась, когда я попросила её лечь на лавку, но легла. Я перекрестила её и начала с молитвой массировать. А ведь даже никогда не видела, как это делается. Но, наверное, мне Бог помогает. Я очень хотела помочь и просила его об этом. Вот Бог и помог. Женщине стало лучше. А потом ещё пришла, другая. И ей помогла. Да, я ли? Всё это божья воля.

- Приська! Ты и простуды лечишь? – поинтересовалась Авдотья.

- Нет, Дуня. Я трав не знаю, и настойки и отвары делать не умею. Когда в семье кто простынет, лечу, как и все, готовлю картошку в мундире и даю подышать паром и ноги парю. И роды я не принимаю, не умею. А у кого спина, ноги болят, живот сорван – этим могу помочь. А ещё я испуг лечу. Получается.

Засиделись допоздна. Всем было интересно узнать, как люди в других краях живут, чем там занимаются. Задавали вопросы. Фрося охотно отвечала.

А второй день прошёл буднично и незаметно. Полечила хозяина, помогала Меланье на кухне. Ничего особенного не происходило. Фрося помнила, что видела странный сон, и, как ей показалось, очень важный, но смысл его стёрся из памяти и она вновь и вновь напрягалась, чтобы вспомнить его. Это мешало ей думать о чём либо, планировать что-то. Сон заполнил все мысли, но проявляться не хотел.

Последующие дни были заняты разной работой по хозяйству. Фрося, а здесь она стала Приська, вставала рано, доила коров, потом разливала молоко по глэчикам (глиняные кувшины) и выносила их в погреб. В её обязанности входило делать творог, собирать сливки и сбивать из них масло в специальной небольшой деревянной маслобойке. Работа не трудная и знакомая ей по прежней жизни. Всё это приходилось делать Фросе и раньше. Но то было в своём хозяйстве и делалось для себя. Конечно, и тогда она старалась делать всё хорошо, но знала, что её никто не упрекнёт, если сделает что-то не так. Сейчас же совсем другое дело. Фрося боялась не угодить, переживала, что её работа не понравится хозяевам. И этим были заняты её думы. А тут ещё и сон, который по-прежнему не отпускал её. Периодически он повторялся, но утром вновь она не могла вспомнить его.

В свободное время Фрося вместе с Меланьей занимались рукоделием. Меланья штопала да латала одежду и бельё, а Фрося вышивала наволочки, подзорники да скатерти, пряла на старой прялке пряжу, вязала всем тёплые носки. В это время Меланья рассказывала Фросе о всех жителях хутора и деревенских жителях.

Слобода Большая Крепка была рядом с Салантарями, надо только спуститься с горы и сразу в слободу попадёшь. Она простиралась между горой и речкой Крепкой, от которой и название получила. Меланья многих знала в слободе, там сыновья её живут там и сама она жила раньше, пока не овдовела.

- Тебе, Приська, мужа надо найти, не будешь же ты век у чужих людей жить, - сказала Меланья, - Я вот скоро пойду в слободу, так поспрашиваю там. Есть у меня на примете один. Хозяйственный мужик, серьёзный, и не старый ещё… -

Не надо, Меланья, - прервала её Фрося, - Мне о детях думать надо, а не о мужьях.

- Так как раз для этого и замуж надо выходить! Детям батько нужен. Так что, не отказывайся. Оно-то, конечно, и Андрей мужик хороший, но слышала я, что дед Макар нашёл уже ему невесту. Городская. Брат деда Макара в Ростове табачную фабрику имеет, так он посоветовал свою крёстницу. И Андрей, якобы, согласился. Так что, есть у него уже невеста.

В это время птичка постучалась в окно. Маленькая, серенькая птичка. Какую же весть принесла? Хорошую или плохую? Меланья даже внимания на неё не обратила, а Фросе стало как-то тревожно и сердце сильно забилось в груди, и не могла она понять, то-ли птичка повлияла, то-ли Меланьин рассказ. Закружилась голова и Фрося вспомнила часть сна. Там тоже была птичка. Она долго сидела на подоконнике и смотрела на Фросю, а Фрося на неё. Во сне она спросила птичку:

- Ты с чем пожаловала? Хорошую весть принесла? – и птичка закивала головкой. - Или плохую? - Птичка замотала головой.

Прояснилась только эта часть сна, но что-то было там ещё. Вспомнить бы…

Продолжение здесь

© Copyright: Алевтина Крепинская, 2016 Свидетельство о публикации №216051801586