В старом блокноте нашёл запись: "Оля "справа налево". Вспомнил начало 90-х. Какой-то танцевальный конкурс. Пара зажигательно танцует под мелодию Хаве нагила. Рядом со мной девушка в инвалидой коляске с горяшим взглядом повторяет руками рисунок танца.
Знакомлюсь. Оля. Заочно учится в университете. Купалась, нырнула, спиной ударилась о какую-то железку... До трагедии ходила в студию танца. Танцует и сейчас. Как может. Помогает ей старшая сестра.
Разговорились. Оля поразила оптимизмом и знаниями в области мировой культуры. Потом пригласила к себе домой. Полки с книгами до потолка. Много книг по истории еврейства.
Оля - еврейка. Она подкатывает к столу и берет большой и старый талмуд:
-"Тора. Еврейское Пятикнижие. Читать справа налево. Еврейское письмо такое...Одни согласные буквы. Алеф. Бет. Гимель, Далет.... Ты читал Тору?"
Со стыдом признался: нет, не читал. Хватало других занятий.
-"Я понимаю...А у меня много свободного времени. Надо заполнять. Вот изучаю историю мировой музыки и живописи...
Все у меня сейчас справа налево. Но надо жить. Жизнь-бесценное чудо..."
Она взяла с тарелки печенюшку:
"Попробуй на вкус... Старое, невкусное, да?.. Неделю лежало... Не хочу быть, как такое печенье... "
Оля подняла сияюшие глаза и стала очень серьёзной, словно сделала для себя большое и важное открытие.
Она пригласила меня в еврейскую обшину на какой-то праздник, но я закрутился и не попал. Потом иногда перезванивались, еше реже- виделись. В 2000-е годы Оля заболела и умерла. А я часто вспоминаю её горяший взгляд под Хаве нагилу, летаюшие в танце руки, старую Тору на коленях. И жизнь справа налево.
Бывает, когда "слева направо" не очень получается и что-то идёт не так, вспоминаешь тех, кому гораздо труднее и "справа налево" наполняет жизнь особым смыслом.