Обобщающая таблица, которая поможет систематизировать знания по теории литературы.
Литературные направления
Классицизм
- Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу.
- Наличие гражданских мотивов.
- Антагонистические противоречия в основе конфликта.
- Трагическая заостренность конфликта.
- Стремление подчеркнуть в человеке общее; сатирическая типизация.
- Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно (герой не может соединять в себе положительные и отрицательные черты).
- Положительные и отрицательные герои противопоставляются.
- Строгая сюжетно-композиционная организация (единство времени, места и действия).
Представители: А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин
Сентиментализм
- Культ чувств.
- Культ природы.
- Подчеркнутое внимание к духовному миру героев (в том числе принадлежащих к низшему сословию).
- Приоритет естественного чувства над разумом.
- Сочувствие к простому человеку.
- Откровенность в обрисовке человека.
Представители: Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский (раннее творчество)
Романтизм
- Система персонажей с одним главным героем (вершинная).
- Тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и
обстоятельствах).
- Неизменяемость характеров действующих лиц.
- Неотразимость и демонизм героя – «обаяние Зла».
- Экзотика сюжета и места действия; интерес ко всему сильному, яркому,
возвышенному; тяготение к фантастике.
- Тема рока (фатума) в судьбе героя.
Представители: В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов,
А.С. Пушкин
Реализм
- Правдивое и достоверное изображение жизни.
- Изображение исторически конкретного общества.
- Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды.
- Мотивированность сюжетных коллизий и поступков персонажей.
- Изображение жизни и характеров в развитии.
- Переосмысление романтического конфликта «герой – общество».
- Неразрешенность и неразрешимость конфликта (открытый финал).
Представители: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн