Возраст детей, занимающихся у меня творчеством, бывает от самых маленьких, которым 3-4 года до ужасно больших, которым 12-16 лет.
За день полноценных занятий приходится не только объяснять творческие темы на языке каждого возраста, но и разруливать проблемы, обиды, конфликты,свойственные им.
Итак, урок рисования любимая младшая группа 4 года.
В этом году из 6 человек, 5 девочек и один Дима.
Все как на подбор.
Кудри, локоны,бусики, золотые туфельки, красивые кофточки и так далее.
Все юные дамы с характером, да ещё с каким!
Поэтому каждое занятие я начинаю со слов о том, какие прекрасные сегодня кофточки/ туфельки/ причёсочки у всех...у всех девочек без исключения, а у мальчика Димы сегодня просто неземная новая машинка.
Начинается занятие.
Девочки и Дима чинно заходят и садятся.
Здороваемся, улыбаемся, я начинаю объяснять тему урока.
И тут в абсолютной тишине одна из девочек говорит, чеканя каждое слово:
-А мне мама сказала сегодня, что я настоящая принцесса!
Повисает пауза.
Другая девочка осмыслив сказанное возражает:
-А вот и нет, такого быть не может, потому что принцесса- это Я, а ты нет, ты- НЕПРИНЦЕССА!
Услышав такое другие девочки просто ахают и возмущённо подключаются к спору.
Шум, слезы, возмущение.
Мне приходится очень быстро думать.
И я торжественно,тоном заправского учителя говорю:
- А вот я, точно знаю одно, все все присутствующие сегодня девочки - принцессы и даже Дима- принц!
-А теперь срочно берём карандаши и рисуем!
Девочки успокаиваются и только одна самая упрямая продолжает рисуя бурчать под нос что настоящая принцесса....только она... мама точно знает.