Найти в Дзене

В чем преимущества Метана, как вида топлива.

Оглавление

Все чаще и чаще из уст политиков звучит идея о "метанизации" существующего транспорта. Даже президент с телевизора на всю страну говорит о ставке на газомоторы. Что говорить идея переросла в реальные действия - существует распоряжение правительства 767 от 13.05.2013 года к 2020 году в городах от 100тыс. жителей должно быть 10% транспорта на метане, свыше 500тыс. - 30% транспорта, а миллионниках 50% общественного транспорта должно быть на метане.

Что ж, как всегда в России все делается в последний день, так, что небольшой ажиотаж начался - в городах реально начали появляться Автобусы на метане, хотя на все про все было дано 7 лет.

Автобусы на метане в Санкт-Петербурге
Автобусы на метане в Санкт-Петербурге

Газификация, конечно идёт довольно туго - автопром не хочет выпускать машины на газе с завода (что повысило бы доверие к теме у народа) по причине низкого спроса. А спрос низкий по причине слабо развитой инфраструктуры. А инфраструктуру тот же Газпром развивать не хочет - спроса нет, т.к. и машин на метане нет. Однако правительство давит и все автопроизводители наотмашь выпустили по одной модели на Газе, например Лада, Газ (автобусы, уралы), КамАЗ. А Газпром обещал удвоить количество АГНКС (Звучит конечно грозно, но если в вашем городе была одна, а станет две - экономический прорыв это явно не даст).

Урал на метане.
Урал на метане.

Камаз CNG
Камаз CNG

Я попытаюсь вам объяснить, почему перевод вашего авто на метан и развитие этой темы не такая уж и плохая затея.

В первую очередь следует разобраться во и всех этих аббревиатурах автопрома.

LPG - Liquid Petroleum Gas - он же жидкий "бензиновый" газ, в народе более известный, как Пропан-Бутан.

CNG - Compressed Natural Gas. Сжатый природный газ, он же метан.

Сегодня поговорим именно и CNG и его преимуществах.

1) На первое место я вынесу Безопасность.

Большинство этих видео, как газ взрывается в машинах связано с эксплуатацией пропан-бутана, а не метана. При этом большинство критиков газомоторов спокойно жгут его у себя дома на плите или в бойлере десятилетиями и испытывают никакого страха. А ведь метан взрывается при определенном накоплении в закрытом помещении, а машина всегда на улице. Кроме того, баллоны с метаном легко выдерживают выстрел из пистолета по ним(ютуб в помощь, кто не видел), а при ДТП в силу того, что метан легче воздуха он просто улетучивается. Парадокс, но ездить на метане - безопаснее, чем на бензине. Ну а полной безопасности добиться все равно не получится - даже электромобили горят и взрываются.

2) Экологичность.

Опять же особенность мегаполисов - излишняя загазованность выхлопным газами. Я попробую привести вам лёгкий пример - если закрыться в гараже и завести автомобиль на бензине или дизеле можно умереть от отравления выхлопными газами, однако если вы весь день даже при закрытой форточке готовите дома на газовой плите - никто от этого не умирает, что является как бы намеком - таки дышать продуктами горения метана менее вредно, чем бензина, да и запаха, как такового нет. Выбросы углекислого газа, в сравнении с бензином, ниже на четверть, а оксидов азота — меньше на 75%. Конечно электромобиль в этом вопросе ещё лучше, однако есть момент - электродвигатели озонируют, а озон - ядовитый для нас газ. В общем, если бы большее число авто перешло на газ - дышать стало бы легче всем.

3) Цена. Всем и так понятно, что он дешевле, но вот почему он будет оставаться дешёвле всегда - этот пункт я разделю на несколько, чтобы у вас было чуть более лучшее понимание.

А) Источники газа.

Пропан-бутан это отход производства бензина, а потому, хоть он и дешевле но неизбежно связан с ценой на бензин или солярку.

Однако метан - совсем другая история. Его залежи в России просто огромны, настолько, что при текущем использовании его хватит на несколько сотен лет.

Метан отход производства на угольных шахтах. В Британии уже очень давно автобусы ездят на шахтном метане, до нас, как видите тема добраться никак не может.

Так же существуют особые технологии "дожигания угольных шахт" с целью получения метана.

Британская компания Reading Transport (Reading Buses) получила 7 новых одноэтажных автобусов на биометане.
Британская компания Reading Transport (Reading Buses) получила 7 новых одноэтажных автобусов на биометане.

Метан - отход производства в животноводстве, в Германии уже давно используют отходы(навоз) для производства газа. Процесс называется "Метаногенез" или биогенез метана.

Биогазовая установка, Германия.
Биогазовая установка, Германия.

Метан выделяется со свалок мусора.

Свалочный газ.
Свалочный газ.

Метан выделяется из отходов жизнедеятельности человека. Сеат экспериментирует с этим и сейчас.

Seat Arona. Это далеко не первый опыт Сеата с метаном (в серию уже были запущены Mii, Leon и Ibiza на природном газе).
Seat Arona. Это далеко не первый опыт Сеата с метаном (в серию уже были запущены Mii, Leon и Ibiza на природном газе).

Метан - отход нефтедобычи.

Иными словами, в отличии от нефти не является только ресурсом добычи, а и ресурсом отхода для многих сфер. А значит продажа метана может лучше регулироваться законами рынка, а не монополии одной сферы. Особенно, учитывая его получение, как отхода - "заберите хоть за сколько то, все равно выкину".

Б) Инфраструктура.

Производство бензина и дизельного топлива требует создания и поддержания целой сети предприятий по переработке, которая значительно дороже и сложнее обработки метана. Однако, добавочную стоимость к нефтяному топливу складывает именно инфраструктура его доставки к потребителю. Покупка и обслуживание бензовозов, их собственная заправка, зарплата водителям и так далее, постройка новых заправок добавляют стоимости к бензину и солярке.

Однако метан - трубный газ.

И это значит, что трубу нужно провести один раз и он будет всегда, не нужно постоянно гонять туда сюда бензовозы, обслуживать их.

Трубы для доставки метана уже проведены по всем крупным городам России. Очень жаль, что все еще существуют деревни без газификации, но согласитесь, если в отдаленных деревнях если даже газа нет - какая там нормальная заправка.

И что самое главное - вы даже можете заработать, живя в пригороде или деревне и заправляя соседей метаном, ведь создание АГНКС по сути своей - покупка компрессора. Личная заправка у вас дома!

Мини АГНКС для личного использования.
Мини АГНКС для личного использования.

В) Качества топлива.

Подмешать в трубу с метаном какой-то "бадяги" намного сложнее, как можно подмешать в резервуар бензина.

Украсть у вас метан "отсосав" из бака - то еще удовольствие, учитывая давление под которым он там находится.

Кроме того, именно метан не так боится холодов, в отличии от пропана, запустить на котором машину в зимний холод очень уж сложно.

Сам по себе метан обладатель достаточно высокого октанового числа и газ чище, чем бензин или ДТ, и моторы отходившие на метане сотни тысяч км выглядят куда чище, чем обычные.

Обычные бензиновые моторы не требуют большой доработки своей конструкции для использования данного вида топлива.

Есть еще один достаточно спорный плюс - так, как баллон располагается сзади машины, вы получаете улучшенную развесовку узлов по кузову. Однако, это и 50-70кг лишнего веса.

Выводы.

Выводы будут неоднозначными - лично я сторонник электромобилей. Почему, я считаю, что будущее за ними - позже напишу отдельную статью. Хотя на данный момент использование метана скорее преимущество для обывателя в виду вышеописанных плюсов. Что может испортить всю эту утопию газомоторов? Власти, конечно. Достаточно ввести акциз на метан или на продажу его на АГНКС и вся сфера не будет иметь никакого смысла, кроме борьбы за экологию, но кого она в России "парит" ?

В прочем - как переходный процесс метанизация - "самое то". Сейчас позволит Вам экономить на топливе, чуть меньше портить атмосферу своего города, отпустить наконец цены на бензин и свои переживания по этому поводу - пусть нефтепродукт на экспорт идет, чуток ослабить удавку отечественному автопрому, дать ему поднабраться немножко опыта в газомоторах для будущих гибридов и дать ему возможность поднакопить денег на переход в электросферу, а заодно и выйти в нее подготовленным, с аккумуляторами не боящимися холодов, с быстрой зарядкой и без других "детских болезней" этой сферы.

В любом случае я обоими руками "за" перевод общественного транспорта на метан, в том числе и такси. Это либо сдержит бесконечный рост цен на проезд, а возможно даже снизит цену на поездку, либо бизнес начнет больше зарабатывать и сможет чаще обновлять свой парк техники и содержать в достойном состоянии. Это нормальный общемировой опыт.

В общем всем, кто действительно много ездит - нужно наконец перестать боятся того, что эксплуатирует весь цивилизованный мир уже достаточно давно, хуже от этого не станет никому. А пока, действуют всякие правительственные программы на установку - так и вообще, нечего время терять.

Минусы данной темы я описывать не стал - да вы и сами их знаете, потеря пространства в багажнике, высокая стоимость установки, дополнительный вес в машине, незначительная потеря мощности. Кто то убежден, что портит моторы (тогда как городской транспорт на нем выхаживает миллионы?) хотя в эпоху контрактных моторов, так ли это важно? Кто-то банально боится... Но я всего лишь заострил ваше внимание на том, почему это не такая уж и плохая затея.

P.s. - Автор, а ты сам то ездил на газе? - Да я ездил, только это был пропан, Ваз 2110. Оставил только положительные впечатления, еще бы - полный бак за 700 руб (по тем ценам), хватало на 480 км по городу. Сменил авто на дизель, думал, расход вдвое меньше, хоть и топливо дороже, выйдет "то на то", но нет. На газе все же дешевле, не смотря на то, что его расход выше.

Спасибо всем, кто дочитал, пишите комментарии, верите ли вы в то, что количество газомоторов в России будет только расти? Как вы к этому относитесь?