Найти тему
Ляля Серебристая

Ватто: изящные девушки и юноши

Венецианский праздник. 1718-1719. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Венецианский праздник. 1718-1719. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

Антуан Ватто известен как родоначальник витиеватой эпохи рококо - живописец так называемых галантных празднеств.

Не то чтобы он был совсем первым. Галантные сценки встречались у Клода Жилло (только имели характер ассамблей: балы и так далее, и происходили в интерьере, а не на природе, как в большинстве картин Ватто), а Клод Одран специализировался на декоративной живописи для интерьеров, восходящей к античным росписям. И тот, и другой живописцы сильно повлияли на молодого Ватто.

Рококо - это в основном о форме, а не о содержании, и суть этой формы - чтобы глазу было приятно.

Вот, что было приятно глазу в XVIII веке:

Радость жизни (Музыкальная вечеринка)
Радость жизни (Музыкальная вечеринка)

Природа, музыка (любое другое развлечение), нарядно одетые люди, которые умеют себя изящно преподнести. И очень важно - тема любви.

Вот две кузины, одной из которых повезло обрести кавалера, а другой только и остаётся, что стоять и грустно смотреть на другой берег водоёма:

Две кузины
Две кузины

Вот ещё одна картина, где все мысли так и вьются вокруг чего-то игривого:

Урок музыки (1719) (Лондон, собрание Уоллеса)
Урок музыки (1719) (Лондон, собрание Уоллеса)

Довольно раскрепощённое мероприятие:

Праздник любви». Галерея старых мастеров, Дрезден.
Праздник любви». Галерея старых мастеров, Дрезден.

Мероприятие, которому очевидно суждено дурно кончиться (по меркам того времени):

Ложный шаг, 1716-18 гг..
Ложный шаг, 1716-18 гг..

Ещё одно развлечение, которое было очень популярно в эпоху рококо. Французский театр:

Любовь на французской сцене. Ок. 1716. Берлинская картинная галерея
Любовь на французской сцене. Ок. 1716. Берлинская картинная галерея

Итальянская комедия дель арте (комедия масок):

Итальянские комедианты. Ок. 1720. Вашингтонская национальная галерея
Итальянские комедианты. Ок. 1720. Вашингтонская национальная галерея
Любовь на итальянской сцене. Ок. 1716. Берлинская картинная галерея
Любовь на итальянской сцене. Ок. 1716. Берлинская картинная галерея

Поэтому не стоит удивляться, что на одной из самых известных картин Ватто изображена одиноко стоящая фигура с застывшим лицом. Это тоже - "маска". Жиль - что-то вроде итальянского Пьеро.

Жиль. 184,5 × 149,5 см. 1718—1719. Лувр, Париж
Жиль. 184,5 × 149,5 см. 1718—1719. Лувр, Париж