Найти тему

Как стать внимательным слушателем

Оглавление

Записки Книжного червя на полях книги Гэри Чепмен "Пять языков любви".

Умение общаться - один из важнейших навыков. Предлагаю вашему вниманию небольшую «шпаргалку», которую следует иметь при себе и пользоваться перед каждой встречей. После встречи я рекомендую самостоятельно оценить выполнение каждого пункта.

Слушая собеседника, поддерживайте с ним зрительный контакт

Это помогает не отвлекаться мысленно и показывает собеседнику, что вы уделяете ему безраздельное внимание. Не закатывайте и не закрывайте глаза от удивления или недовольства, не смотрите поверх головы собеседника и не пяльтесь на его обувь.

Слушая собеседника, не занимайтесь посторонними делами.

Помните, качественно проведённое с кем-то время — это, прежде всего, безраздельное внимание. Если вы чем-то заняты, в тот момент когда к вам обратился пользователь, отчего вам трудно оторваться, скажите ему честно: "Я с удовольствием пообщаюсь с Вами и уделю Вам полноценное внимание, но чуть позднее, потому что сейчас я занят. Если Вы подождёте, то через десять минут я выслушаю Вас". Большинство людей оценят такое отношение.

Проявляйте к собеседнику чуткость.

Спросите себя: "А что чув­ствует сейчас этот человек?" Если вы нашли ответ на этот вопрос, то обязательно уточните, так ли это. Например: "Похоже, Вы расстроены из-за..." Это даст возможность вашему собеседнику объяснить, что он испытывает в момент разговора, и будет свидетельством то­го, что вы его внимательно слушаете.

Наблюдайте за мимикой и жестами собеседника.

Дрожащие руки, недовольное выражение лица, нахмуренные брови, подёргивание век многое могут сказать о душевном состоянии собеседника. Иногда его мимика и жесты не совпадают со словами. Уточните, что на самом деле он чувствует и думает. Например: «Вы говорите, что согласны с предложенным изменением бизнес-процессов, но мне, кажется, что Вас заставили согласится. Это так или я ошибаюсь?»

Не перебивайте собеседника.

Исследования показывают, что в среднем человек обычно слушает первые семнадцать секунд, затем перебивает рассказчика и вставляет свои "пять копеек". Общение в таком случае может закончиться, не успев начаться. Ваша задача на начальном этапе разговора — не отстаивать свою точку зрения, не ставить собеседника на место, а понять его мысли, чувства и жела­ния. Если перебить слишком рано, можно так никогда и не узнать, что пытался сказать человек.

Задавайте уточняющие вопросы.

Если вы не совсем понимаете, о чем говорит собеседник, уточните это, повторив то, что он сказал: "Вы имеете в виду, что... Верно?" Уточнение услышанного предотвращает непонимание между собеседниками.

Заверьте собеседника в том, что вы поняли его.

Каждому человеку важно знать, что его услышали и поняли. Выражая понимание, вы помогаете собеседнику почувствовать себя правым в ситуации

Спросите собеседника, можете ли вы ему чем-либо помочь.

Заметьте, именно помочь, а не указывать, что делать. Никогда не давайте совет, если вас об этом не просят.

Резюме

Для того чтобы состоялась качественная беседа, необходимо потратить время и усилия. Фактически на выслушивание уходит в два раза больше времени, нежели на реплики. Однако это приносит ог­ромные дивиденды. Собеседник почувствует с вашей стороны ува­жение, понимание и любовь, что является основной целью качест­венного общения.

(составлено по книге Гэри Чепмен "Пять языков любви", которую рекомендую к приобретению и прочтению)

Комментируйте, задавайте вопросы, ставьте лайки и дислайки, подписывайтесь на мои Телеграм каналы:

- Записки аналитика бизнеса,

- Записки Книжного червя.