Проведя в родной Мариинке масштабный форум, посвященный выдающемуся представителю петербургской композиторской школы, — а он длился целый месяц и представил почти исчерпывающую антологию творчества юбиляра, по крайней мере, его колоссальное оперное наследие было явлено в полном объеме, — неутомимый маэстро Гергиев поспешил в Первопрестольную. XVIII Московский Пасхальный фестиваль, который стартовал 27 апреля, также посвящен Римскому-Корсакову: его музыка будет широко звучать как в залах столицы, так и по стране (как известно, Московский Пасхальный — фестиваль всероссийский). 9 мая в «Зарядье» даже покажут целый спектакль — версию «Царской невесты» привезет Приморский филиал Мариинки. Однако еще до официального открытия Гергиев и его труппа продемонстрировали в столице редчайшую оперу — «Младу».
В наследии Римского-Корсакова таких парий три — помимо «Млады», это еще «Сервилия» и «Пан воевода». Все три обращены к польским, древнеримским и древнеславянским реалиям. Интерес к этому диктовала и родословная композитора: из западных славян происходил его легендарный предок Сигизмунд Корсак, в XIV веке переселившийся из Праги в Вильну. Однако эти намерения автора остались непонятыми — ни современниками, ни последующими поколениями. Поэтому ни одна из немейнстримных опер на сцене не прижилась и обращения к ним можно буквально пересчитать по пальцам.
После мировой премьеры 1892 года в Мариинском театре, которая успеха не имела и после шести представлений была снята с репертуара, «Младу» ставили в петербургском Театре консерватории в 1904-м, в московской Опере Зимина в 1913-м, вновь в Мариинке в 1923-м и спустя много лет в Большом театре СССР в 1988-м. Если первые четыре попытки были малоудачными, то спектакль Бориса Покровского — Александра Лазарева — Валерия Левенталя играли целых четыре сезона и даже возили на гастроли в «Ла Скала». За рубежами нашей родины «Млада» остается такой же экзотикой, как и в России: в начале уже нынешнего века в концертном варианте ее исполнял в Амстердаме все тот же Гергиев, а в Сан-Франциско — Майкл Тилсон-Томас, у которого главные партии пели именитые Любовь Казарновская, Гегам Григорян и Брайан Асава.
«Млада» — своего рода корсаковская энциклопедия. Тут и Снегурочкина акварельная лирика, и колоритное полифоничное торжище а-ля «Садко», и пряные ориентализмы «Шехеразады» и Шемаханки из «Золотого петушка», и злобные колючие гармонии а-ля «Кащей», характеризующие темные силы. Валерию Гергиеву и его музыкантам удалось высветить все эти красоты очень ярко, выпукло — концертное исполнение обретало театральную выразительность. Маэстро с видимым удовольствием ворожил в музыке, которая ему явно близка, так же, как и колдовской эпос Вагнера. «Млада», обильно населенная языческими божествами, разнообразными духами и призрачными видениями, очень созвучна его дирижерскому стилю, который частенько напоминает эзотерическое шаманство.
И тем не менее, при всей выразительности музыки и старании мариинцев, драматургические просчеты «Млады» способно компенсировать лишь огнедышащее театральное действо, смелая визуализация чудес и волшебств. При всем новаторстве она наследует традиции многочисленных фантастических опер-феерий, царивших на императорских сценах в первой половине XIX века. Здесь как воздух нужно сильное режиссерское решение. «Млада» — настоящий вызов для постановочной команды: тот, кто наконец разгадает этот ребус и сможет сделать интересно и убедительно, войдет в историю музыкального театра. Маэстро подбирается к многотрудному опусу уже не в первый раз. Хочется верить, что третья попытка в недалеком будущем обернется полноценным спектаклем.
27 апреля 2019 г., "Культура"