Найти тему
Ляля Серебристая

Шишкин: заграничные работы

Дрезден. Мост Августа. 1862 16х24
Дрезден. Мост Августа. 1862 16х24

В отличие от многих художников Иван Иванович Шишкин, вернувшись из зарубежной поездки, профинансированной Академией художеств, полностью сосредоточился на русских пейзажах. Зарубежные не произвели на него настолько сильного впечатления, чтобы когда-нибудь к ним вернуться.

Леса, дали - всё русское.

Но несколько любопытных картин во время поездки молодой Шишкин всё-таки нарисовал. Вот они.

Первое, что бросается в глаза - совсем непривычный колорит. Как когда художник обращается к приглушённым цветам:

Пейзаж. Троя около Праги. 1862 15х23, 4
Пейзаж. Троя около Праги. 1862 15х23, 4
Из окрестностей Гурзуфа 1879 35х54
Из окрестностей Гурзуфа 1879 35х54
Домик в Дюссельдорфе 1865 58. 2х36
Домик в Дюссельдорфе 1865 58. 2х36

так и когда обращается к ярким цветам, передавая залитую солнцем зелень:

Буковый лес в Швейцарии 1863 г.. 51 х 61
Буковый лес в Швейцарии 1863 г.. 51 х 61

Почти пастельные пейзажи с архитектурой кажутся даже как-то интереснее, потому что когда смотришь на природу Швейцарии в исполнении Шишкина, сразу возникает ощущение некоторой вторичности. Так писали до него за рубежом, так писали до него в России:

Швейцарский пейзаж 1866 62х93
Швейцарский пейзаж 1866 62х93

Даже если цвета берутся не совсем привычные глазу, ощущение это не спадает:

Вид в окрестностях Дюссельдорфа 1865 гг. 106 х 151
Вид в окрестностях Дюссельдорфа 1865 гг. 106 х 151
Вид в окрестностях Дюссельдорфа 1864-1865 гг.. 37 х 52
Вид в окрестностях Дюссельдорфа 1864-1865 гг.. 37 х 52