Поезд
В конце 90-х мы с дочерью жили в Екатеринбурге. А мои родители и сестра друг за другом перебрались из Восточного Казахстана в дальневосточный городок Находка. В 2002 году то ли муха меня какая укусила, то ли шлея куда не надо попала, и было мною принято скоропалительное решение перебраться из Екатеринбурга в Находку.
Дорога не близкая, и дорогая. Каким транспортом ехать: самолетом или поездом? О, рассуждала я тогда, на мой взгляд, логично, и выбрала самый экономичный вариант. Логика была простой. Самолет - дорого по определению, да еще багажа у нас было больше, чем мы могли унести. А за него-то доплатить придется! Билеты на поезд дешевле сами по себе и за сумки доплачивать не надо. Дешевле? Несомненно! Не знаю почему, но до боли логичная мысль о том, что почти неделя в поезде “съест” ровно ту сумму, которую я пыталась сэкономить на билетах, мою голову тогда не посетила. Одним словом, поехали поездом.
Отправляемся
Ну все, решение принято. Собираемся. И тут первое препятствие. Из Екатеринбурга до Владивостока (из Екатеринбурга до Находки и сейчас можно добраться только через Владивосток) в том время было только два прямых поезда: скорый фирменный “Москва-Владивосток” и обычный “Харьков-Владивосток”. И оба проходящие. Поэтому взять билеты оказалось не очень реально. Тем более, что ехать мы собрались в июне. Сами понимаете, лето началось, народ начал путешествовать туда-сюда. И на проходящие поезда взять билеты было просто нереально. Несколько дней подряд я ездила в кассы железнодорожного вокзала как на работу - с утра пораньше, выстаивала очередь. чтобы в очередной раз услышать. что билетов нет. А вот в один прекрасный день билеты в кассе случились! Я держала их в руках и не верила своему счастью. Неслась домой, себя не помня, со скоростью света. Ведь поезд уже вечером, а вещи не собраны.
Сумок собралось больше, чем мы могли унести. Как мы их умудрились дотащить до поезда, до сих пор не понимаю. Конечно, подруги помогли. Но, тем не менее. Нужно было видеть выражение лица проводницы, когда она увидела наш багаж. Мы своими торбами половину тамбура заставили.
Да, кстати, поезд в Екатеринбург приходил в одиннадцатом часу вечера, и стоял всего несколько минут. За эти несколько минут мы забросили сумки в тамбур и распрощались с подругами. Поезд тронулся. Думаете, на этом наша погрузка закончилась? Не тут-то было. Я не случайно упомянула, что поезд приходил почти ночью. Основная часть пассажиров уже спали. А у нас билеты в разные купе. И в этих купе нужно найти место для нашего багажа. Ведь практически все багажные места уже были заняты. Спасибо, нашелся добрый человек. Один из пассажиров на добровольных началах взял на себя роль распорядителя нашего багажа, и просто-таки наглым образом растолкал сумки по нескольким купе. Как я буду собирать свой багаж, я не думала. В этот момент для меня главным было его растолкать по багажным местам.
Ну все, загрузились, багаж пристроили, сами примостились на свои места. Не помню, спала ли я в ту ночь, скорее всего, вздремнула. Но когда ты в одном купе, а твоя одиннадцатилетняя дочь - в другом, особо не спится.
Утром выяснилось, что в вагоне перестал работать кондиционер. А поскольку он там был, окна ни в одном купе не открывались. Представляете, лето, июнь, жара, полный вагон народа. Жесть! Утром в купе, где ехала моя дочь освободилось место, и я “переехала” к ней. В соседях были мама с сыном, ровесником моей дочери. Думаю, уже понятно, что всю оставшуюся дорогу в нашем купе обитали все дети из нашего вагона. Подозреваю, что и из соседних забегали:) Зато всю дорогу было не скучно!
В пути
У поездки в поезде есть свои прелести. Можно отключиться ото всего, забыть насущные проблемы. Просто сидеть и смотреть в окно. Иногда это забавно, иногда интересно и познавательно. А когда так едешь почти неделю, в основном и занимаешься тем, что смотришь в окно. Нет, конечно, можно читать, вязать, играть в карты с попутчиками или, на худой конец, пить пиво. Почти за полные шесть дней пути хватает времени освоить все эти занятия. Кто хоть раз ездил в поезде долго-долго, меня поймет. за время пути в каждом купе, и в каждом вагоне появляется свой микромир, со своей жизнью, со своими проблемами и заботами. А поскольку наше купе стало “детским”, больше всего у нас было “детских” проблем и забот. Но они не обременяли.
А вот в окно смотреть было интересно. Пейзажи за окном сменяли друг друга. И, знаете, одни то были как близнецы, то различались радикально. Очень похожи друг на друга наши деревни, стоящие вдоль Транссибирской магистрали. Но в то же время - разные. То сплошь попадаются просевшие старые дома, с покосившимися заборами и не ухоженными огородами. Хозяев в этих огородах не видно. А то, наоборот, начинается череда веселых, ухоженных домиков. Высаженных огородов, в которых хозяйки уже занялись первой прополкой посадок. Города, кстати, запоминаются меньше. Даже не знаю, почему.
Конечно, самое яркое воспоминание о той дороге - Байкал. Он нас встретил потрясающим рассветом! Я до сих пор жалею, что у нас не случилось фотоаппарата под рукой. Но, знаете, мне кажется, запечатлеть такой рассвет на фото по силам только очень талантливому фотографу. К Байкалу мы подъезжали рано-рано утром. Из-за разницы во времени мне не спалось. Помню, стояла в тамбуре, за окном начинало светать. И вдруг - гладь озера и встающее над ним солнце. Правда, это нужно видеть, описать это невозможно. Конечно, я бросилась в купе, будить дочь. Мне хотелось, чтобы она тоже это увидела. Разбудить ребенка в пятом часу утра - занятие непростое. Поэтому к окну вагона я принесла ее, сопротивляющуюся, на руках. Но как только она увидела эту красоту за окном, весь сон с нее как рукой сняло. Так мы с ней и стояли, широко открыв глаза и восхищаясь!
Еще одно запоминающееся событие той дороги - стоянка под Хабаровском. Стояли, как говорится, в чистом поле. До сих пор не знаю, насколько правда, но прошел слух, что в Хабаровске заминировали вокзал. Да-да, в то время тоже много чего минировали. К сожалению, иногда это были настоящие теракты. Вынужденная остановка у нас длилась часа два, по-моему, если не больше. И вот все это время мы, как неприкаянные, бродили туда-сюда от тамбура до купе. Так как стояли мы посреди пути, выйти из вагона было невозможно. А вы ведь помните, что кондиционер в нашем вагоне отрубился еще при выезде из Екатеринбурга, и окна не открывались. Когда поезд ехал, так или иначе хоть какая-то вентиляция наблюдалась. А вот когда мы встали, в вагоне находится стало невозможно. День был солнечный, вагон раскалился, вентиляции никакой. Да еще и неизвестность. Почему стоим? Долго ли стоять будем? Но наконец-то поехали. Дальше доехали без приключений.
Провести почти неделю в поезде - испытание то еще! Но, знаете, я скучаю по тому путешествию. Иногда хочется сесть в поезд, и ехать, ехать, ехать… Смотреть в окно, разглядывать встречающиеся деревеньки, работающих в огородах селян, любоваться неописуемой нашей природой - лесами, речками, озерами. Ведь, правда, в каждом регионе природа у нас непередаваемо красивая!
А вы когда-нибудь ехали в поезде неделю? А хотели бы? Пишите, делитесь.