23 апреля в Москве прошел круглый стол «Компенсация морального ущерба за причинение вреда жизни и здоровью человека”, организованный Общероссийским гражданским форумом и Ассоциацией юристов России. В обсуждении приняли участие представители государственных и судебных органов, адвокаты, юристы, сотрудники правозащитных и общественных организаций.
Сейчас в среднем выплаты компенсаций морального ущерба за причинение вреда жизни и здоровью человека составляют 70–140 тыс. руб. Эксперты выдвинули предложения по установлению четких критериев по расчету размера компенсаций.
Ирина Фаст, адвокат АК «Гражданские компенсации», руководитель комиссии по определению компенсации морального вреда АЮР
Россия по уровню безопасности среды сегодня является “антилидером” среди других стран. Насколько высоко количество дорожно-транспортных происшествий, трудовых увечий, врачебных ошибок, чрезвычайных ситуаций, показывает статистика.
За 2018 год 214 тысяч человек получили травмы в ДТП и 18 тысяч погибло. Несколько тысяч человек каждый год получает травмы и гибнет на производстве. А статистика по врачебным ошибкам в последнее время зашкаливает.
И если говорить про ущерб, который она приносит в общество, то убытки, например, от дорожно-транспортных происшествий составляют 2% ВВП. Эта цифра сравнима с доходом всего Краснодарского края либо всей республики Татарстан за год. Это огромные цифры.
Показатель смертности от дорожно-транспортных происшествий в России составляет от 15 до 20 человек на 100 тысяч населения. В Канаде и в Австралии этот показатель колеблется от 5 до 10 человек на 100 тысяч. В Великобритании, Швеции в пределах 5 человек на 100 тысяч.
Для многих этих людей, которым причинен вред здоровью или которые понесли утрату в семье, компенсация морального вреда, которую мы сегодня обсуждаем, единственная компенсация на которую они имеют право, если они не являются иждивенцами и не получают материальной компенсации. Для них это и есть цена жизни их близкого либо цена их здоровья.
Размер этих компенсаций на сегодняшний день есть и сложился, он крайне низок – от 70 до 140 тысяч рублей. Это официальные цифры. Они основаны на данных по результатам исследований, которые мы провели по всей России.
Другая сторона вопроса, что за одно и то же в разных регионах, либо в одном регионе, либо в соседних кабинетах человек при схожих обстоятельствах может получить как 5 тысяч компенсации, так и 100 тысяч. Когда я смотрю на эти цифры, мне странно слышать, что человеческая жизнь является высшей ценностью. Не может человеческая жизнь стоить 100 тысяч рублей. Мы это все понимаем.
Понятно, что утрата – это не то, что можно монетизировать и сопоставлять жизнь и деньги. Но в нашей реальности эта бесценность человеческой жизни превращается в бесплатность.
Давайте сравним с компенсациями морального вреда в других странах. Нельзя говорить, что у них там все хорошо. Есть неурегулированные вопросы, споры, но компенсацию в других странах объединяет два фактора. Во-первых, размер этой компенсации сопоставим с разумным размером, который принят в обществе. А во-вторых, у всех сторон процесса есть критерии, на которые они могут опираться, есть рамки, есть понимание и есть прозрачность, что, когда человек идет в суд, он получит определенный размер компенсационной выплаты. У нас этого нет.
Я считаю, что мы должны как минимум на порядок увеличить эти компенсации, во-первых, а во-вторых, понять какие же критерии и как мы можем разработать для того, чтобы эту ситуацию урегулировать.
Возможно кто-то возразит сейчас, что у нас не та ситуация, и вообще в России огромная нагрузка на бюджет, на бизнес. Тут я хочу немного отойти в сторону. Когда мы говорим о компенсациях, мы говорим о причине и о следствии. Компенсация – это следствие. А нам надо чинить причину, потому что если человеческая жизнь стоит копейки, то бизнесу невыгодно вкладываться в безопасность. Это простая математика, любой бизнес думает так.
Приведу пример с заводом Генри Форда. У их модели Ford Pinto была одна проблема – при лобовом столкновении машины воспламенялись и горели как свечи. И было огромное количество летальных случаев. Начали поступать рекламации на завод, эксперты, сели, разобрались, выяснили, что нужно машину отзывать, чтобы сохранить человеческие жизни. Взвесили: на одной стороне весов отзыв автомобилей и убытки, а на другой стороне весов - оставить все как есть и выплачивать компенсации. И оказалось, что выгодней выплачивать компенсации. И завод Форд оставил все как есть. Это реальная история. Только она произошла около 100 лет назад. А для нас это сегодняшняя реальность.
Это простая математика. Если ценник на человеческую жизнь составляет 100 тысяч рублей, то ни один бизнес, который считает издержки, не будет вкладываться в безопасную среду, которая стоит намного дороже.
Я считаю, что мы можем сделать так, чтобы слова о том, что жизнь – высшая ценность, соответствовали действительности. Важно, чтобы люди, столкнувшиеся с утратой, получали действительно достойные размер компенсации. Чтобы человек от Калининграда до Дальнего Востока, придя к виновнику или в суд, понимал, что выйдет из этих пыльных коридоров с определенным результатом. И чтобы это не зависело от воли и конкретной ситуации, чтобы ситуация была прозрачной.
И я хочу, чтобы на уровне государства бизнесу было выгодно заботиться о безопасности среды. И чтобы было невыгодно экономить на безопасности. И “Зимняя вишня” – яркий тому пример.
Александр Саверский, президент «Лиги пациентов»
Насколько я знаю, по врачебным ошибкам суммы компенсаций в последнее время повышаются. До 2006 года 4-5 тысяч рублей компенсации за смерть – это было нормой. К сожалению. В 2006-2007 году мы выиграли несколько дел, в том числе и в акушерстве, и создали прецеденты получения компенсаций от 500 тыс руб до 1 млн 800 тыс руб – это был прорыв. И в 2008 году в Воронеже было выиграно дело о заражении ВИЧ/СПИДом и пациент получил 3,5 млн рублей. В 2014 году в Санкт-Петербурге пациент отсудил 15 млн руб, но это единичное дело.
В среднем же по России суммы моральной компенсации по-прежнему небольшие. В платной медицине такая же ситуация. В Санкт-Петербурге сейчас идет процесс - иск спортсменки к медицинской клинике, там человек не получил то, что ему обещали, потратил огромные деньги. Я считаю, что это должно быть достаточно серьезно компенсировано.
Андрей Рагулин, адвокат, главный редактор журнала «Евразийская адвокатура»
15 июля 2014 года в московском метро произошла мощнейшая техногенная катастрофа за всю его историю. В ней пострадали 253 человека, из них 24 человека погибли, 37 был причинен тяжкий вред здоровью, 87 пострадавших получили средний тяжести вред здоровью, легкий вред здоровью был причинен 63 людям.
В рамках досудебного разбирательства по данному факту по распоряжению правительства Москвы лицам, пострадавшим в аварии были выплачены следующие суммы: погибшим – миллион рублей, лицам, получившим тяжкий вред здоровью – 500 тысяч рублей, средней степени – 250 тысяч, легкой степени – 50 тысяч. Наряду с этим были установлены дополнительные ежемесячные компенсации ряду пострадавших за счет бюджетных ассигнований и выделены денежные средства на организацию похорон в размере 41930 рублей на тот момент.
Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»