Мое знакомство с самокатами из обзора началось в шоуруме магазина электротранспорта Электрострит https://electrostreet.ru/, героями сегодняшнего обзора будут полноприводные электросамокаты среднего класса стоимостью до 100 000р. Самых популярных моделей: Halten RS-03, Minimotors Speedway V, Kugoo G-Booster.
Коротко о характеристиках:
Halten RS-03
Мощность двигателей: 2400 Вт ( 2*1200Вт)
батарея 60 B, 24Ah
Максимальная скорость: до 65 км/ч
Вес: 36 кг
Minimotors Speedway 5
Мощность двигателей: 1600Вт ( 2*800Вт номинал 3200Вт пик.)
Батарея: 60V 23.4Ah
Максимальная скорость: 60 км/ч
Вес: 30 кг
Kugoo G-Booster
Мощность двигателей: 2400 Вт ( 2*1200Вт)
Батарея: 48В 28Ач
максимальная скорость 55 км/ч
Вес: 28 кг
В этом обзоре я постараюсь показать разницу прежде всего в силовой части. В моторах, контроллерах, батареях.
Давайте чуть подробнее остановимся на батареях.
Мощность моторов принято измерять в ваттах, а вот батареи принято измерять в Ампер часах и Ватт часах. На мой взгляд Ватт часы более наглядны потому, что, как и в нашем случае, Ампер часы батарей похожи, а напряжение разное. Ватт часы, это напряжение умноженное на емкость, в итоге имеем:
Halten RS-03 - 60×24=1440 Втч
Speedway 5 - 60×23,4=1404 Втч
G-Booster - 48×28,6=1373 Втч
Теперь разница в запасе энергии более понятна, в G-Booster, по заявленным данным, ее всего на 4,6% меньше.
У тех, кто разбирается в модельном ряду самокатов наверняка возник вопрос почему в этом сравнении не участвует Zaxboard Titan. Отвечу: из-за батареи. Ее энергоемкость 962Втч, что значительно меньше, чем у всех представленных самокатов, при этом по весу Titan такой же ка RS-03. Поэтому было принято решение, что Titan это отдельная тема.
Далее в этом обзоре будут проведены несколько тестов, после которых Вы увидите реальные характеристики каждого самоката.
Будет проверена ёмкость батарей, мощность контроллеров, проведено сравнение моторов.
Вскрытие деки Halten RS-03 показало отличную гидроизоляцию, крышка буквально приклеена на высокоплотный герметик, им же закрыты все отверстия вывода проводов и магистраль заднего тормоза.
Кстати, тормоза у Halten RS-03 гидравлические у остальных самокатов механические.
На этикетке батареи обозначено 48В 24Ач
Крышка деки Speedway V снялась очень легко, для защиты от влаги ее устанавливают через тонкую резиновую прокладку.
Решение хоть и технологичное, но надежность такой защиты вызывает сомнения.
Характеристики батареи напечатаны непосредственно на корпусе батареи
и продублированы на маленькой наклейке.
Снятие крышки деки G-Booster началось с отклеивания противоскользящих полос расположенных вдоль краев деки,
основное количество винтов крепления крышки расположены под ними, еще два винта спрятались в задней части под краем основной противоскользящей полосы.
Сама крышка установлена без следов герметизации. Батарея очень компактная, что вызывает сомнения в ее заявленной емкости.
Для наглядности привожу фото трех батарей внутри дек рядом.
Контроллеры.
Контроллеры Halten RS-03 раздельные, заявленный номинал 60В 25А
Тип управления двигателем – бессенсорный
Контроллер Speedway 5 для улучшения охлаждения установлен наиболее правильным способом. Он прикручен через термопасту к нижней части деки.
Контроллер объединенный из двух в один корпус.
рабочее напряжение 60 вольт, заявленный ток два по 27 А, бессенсорный.
Контроллеры Kugoo G-Booster раздельные,
рабочее напряжение 48 вольт, заявленный ток 25 А, бессенсорные.
Моторы
Моторы на первый взгляд у всех трёх самокатов схожи по габаритам.
Выделяется мотор Halten RS-03, который самый широкий.
Я разобрал моторы, внутри моторы Halten RS-03 и Speedway V оказались очень похожи, а вот мотор G-Booster оказался самым маленьким.
Ширина статора мотора Halten RS-03 45мм
Ширина магнитов 45мм
Вес статора 2295грамм
Ширина статора мотора Speedway V 45мм
Ширина магнитов 45мм
Вес статора 2224грамм
Статор мотора G-Booster- самый маленький по ширине 30мм
Ширина магнитов 30мм
Вес статора 1793 грамма.
При весе на 25% меньшем чем у конкурентов, скорее всего заявленная мощность мотора G-Booster будет так же на 25% меньше, и вместо 1200Вт, очевидно пиковых, и габаритов мотора Speedway номиналом 800Вт, мощность мотора G-Booster, скорее всего, 500Вт
Перейдем к батареям
Для сравнения габаритов привожу фото трех батарей рядом.
Батарея Halten RS-03 весит 7,4кг
Батарея Speedway V весит 7,4кг
Батарея G-Booster весит 4,6кг
Так как энергоемкость литиевых аккумуляторов на килограмм веса имеет вполне определенное значение, получается, что при примерно в полтора раза меньшем весе, батарея G-Booster будет иметь емкость примерно в полтора раза меньше остальных.
Батарея Halten RS-03
Батарея упакована в глянцевую тонкую термоусадку торцы защищены герметиком.
Под термоусадкой батарея защищена текстолитом. Конфигурация Сборки 16S 9P.
BMS массивная, есть термодатчик, но на элементы он не установлен.
Собрана батарея их элементов SOUL ISR18650 SSD17B-------
Данных производителя или элементов в открытых источниках найти не удалось
Батарея Speedway V
Батарея упакована в глянцевую тонкую термоусадку, торцы защищены армированным скотчем, под которым спрятан слой герметика.
Под термоусадкой батарея защищена текстолитом.Элементы установлены в холдерах. Конфигурация сборки 16S 9P.
BMS массивная.
По маркировке параметры не понятны
Собрана батарея их элементов SOUL ISR18650 SLC17B-------
Данных производителя или элементов в открытых источниках найти не удалось
Батарея Kugoo G-Booster
Батарея упакована в матовую толстую термоусадку торцы защищены герметиком.
Под термоусадкой батарея защищена текстолитом. Конфигурация 13S 5P.
BMS компактная, очевидно без режима баланисровки.
Собрана батарея их элементов FST 18650-2500mah
Данных производителя или элементов в открытых источниках найти не удалось.
Получается, что емкость батареи 17,5Ач вместо заявленных 28,6Ач
Для теста емкости батарей я обратился в Ателье электротранспорта «100 Киловатт»
Так как самокаты достаточно быстрые и мощные, тест емкости батарей было решено проводить разрядным током 20А, или около 1200Вт, такую мощность самокат потребляет при движении со скоростью около 40-45кмч, такая скорость является вполне номинальной при эксплуатации самокатов из обзора.
Тест начался с батареи Halten RS-03.
Перед разрядом было проведен замер напряжения на каждой параллели, зафиксированы следующие цифры:
По окончанию теста батарея отдала 24,7Ач и 1387,97Втч
Заявленная производителем емкость подтвердилась.
Температура батареи по окончанию теста составила 62 градуса
Замер напряжения на ячейках после разряда показал следующие цифры.
Максимальная разница по напряжению между параллелями составила 0,15В что говорит о явном отклонении по химическим параметрам между элементами, и в процессе длительной эксплуатации этот момент может негативно сказаться на общей емкости батареи.
После полного заряда и нахождения с подключенным зарядным устройством в течение 6-ти часов напряжение на параллелях было зафиксировано следующее:
Разница в напряжении составила 0,02В, что очень хорошо, но является показателем того, что BMS батареи не имеет режима балансировки.
После Halten RS-03 началась работа с батареей Speedway V, замер напряжения на параллелях заряженной батареи показал следующие цифры:
По окончанию теста батарея отдала 24,87Ач и 1399,49Втч
Заявленная производителем емкость подтвердилась.Температура батареи по окончанию теста составила 60,7 градусов
Напряжение на ячейках после разряда получилось следующее.
Максимальная разница по напряжению между ячейками составила 0,10В, это говорит о чуть лучшем качестве батареи чем Halten RS-03, но в целом качество схожее.
После полного заряда и нахождения с подключенным зарядным устройством в течение 6-ти часов напряжение на параллелях было зафиксировано следующее:
Разница в напряжении составила 0,02В, и является основанием того, что BMS батареи так же как и у Halten RS-03 не имеет режима балансировки.
Завершает тесты батарея Kugoo G-Booster,
Замер напряжения перед разрядом на каждой параллели, зафиксированы следующие цифры:
По окончанию теста батарея отдала 24,7Ач и 1387,97Втч
Заявленная производителем емкость не подтвердилась, но подтвердилась емкость установленных элементов.
Температура батареи по окончанию теста составила 66 градусов, это очень много, максимальной допустимой рабочей температурой LiIon аккумуляторов является 60 градусов.
Замер напряжения на ячейках после разряда показал следующие цифры.
Максимальная разница по напряжению между параллелями составила 0,15В химическим параметры между элементами ощутимо различаются, в процессе длительной эксплуатации разбег на ячейках будет расти, и емкость батареи понизится.
После полного заряда и нахождения с подключенным зарядным устройством в течение 6-ти часов напряжение на параллелях было зафиксировано следующее:
Разница в напряжении составила 0,02В, очень неплохо, но опять же видно, что BMS батареи не имеет режима балансировки.
Ходовые испытания.
Для проверки мощности контроллеров на самокаты был установлен ВаттМетр, а максимальная скорость замерялась по GPS спидометру. Вся информация выводится в режиме реального времани на экран мобильного телефона.
Первым был проведен тест Halten RS-03, зарегистрированы:
Максимальный ток 47А, мощность ~2900Вт
Максимальная скорость 56 км/ч
Следующим был проведен заезд Speedway V , зарегистрированы:
Максимальный ток 53 А, мощность ~3100Вт
Максимальная скорость 62 км/ч.
Завершил заезды Kugoo G-Buster, зарегистрированы:
Максимальный ток 47 А, мощность 2263Вт
Максимальная скорость 50 км/ч
Подводя итоги тестов можно смело сказать, что из трех самокатов G-Booster отстает от остальных по всем позициям, но при этом и стоит в полтора раза дешевле. При яркой внешности кроме цены приемуществ его не вижу, батарея на треть меньше заявленной, моторы небольшого номинала, очень жесткая подвеска, низкая рулевая колонка, такое впечатление, что самокат проектировался исключительно для езды с седлом, которое, кстати, поставляется в комплекте. Этот самокат, пожалуй, может быть только эмоциональной покупкой, или покупкой при очень ограниченном бюджете, при правильном инженерном подходе по доработке и постоянном техническом уходе и обслуживании, на самокате можно вполне комфортно ездить, пока не будет исчерпан ресурс батареи, насколько она живуча, покажет только время.
Лидеры обзора по мощностным и скоростным показателям идут очень близко друг другу.
Halten RS-03
Самый сбалансированный, на мой взгляд самокат из всех представленных, конструкция рамы проще чем у Спидвей 5, проще, но при этом отлично работающая классическая подвеска, батарея и моторы схожи со спидвей 5, хорошо держит курс на скорости. Немного проигрывает спидвею в максимальной мощности, скорости и весе, так же расстроил плохо читаемый при дневном свете бортовой компьютер.
Speedway 5
Я бы сказал, что это самокат класса премиум, или пред премиум, сделан очень технологично, с индивидуальными элементами с логотипом Минимоторс: компьютер, контроллер, крышки моторов. Батарея с выполнена в холдерах, что повышает ее механическую надежность. Но все эти преимущества перечеркивает поворотный механизм рулевого управления по типу дверной петли, жесткая подвеска и не очень хорошая устойчивость по курсу на скорости.
Speedway 5 мощнее и быстрее Halten RS-03 на 10% , и примерно на эту сумму он и дороже.
Кстати, относительно максимальной скорости, у Speedway 5 шоссейные покрышки, а у Halten RS-03 внедорожные, что совершенно точно негативно сказалось на максимальной скорости. В Speedway V удивило, что батарея собрана не из брендовых эелементов и отсутствие режима балансировки в BMS.
Ниже привожу видеоролик с записью ходовых испытаний самокатов: