Найти тему
Cheslav

Каретка Шумана - пушка, бронебашня и телега.

"Василий Иванович, а тачанки с пушками бывают? - Бывают, Петька, в Греции всё бывает!"

На открытой площадке у Военного музея Греции в Афинах выставлена интересная штуковина, которую на первый взгляд можно принять за тачанку с пушкой. На самом деле это созданная в конце 19-го века "бронекаретка Шумана" (Krupp-Schuman Fahrpanzer) - передвижная бронированная башня с орудием для использования как в крепостной, так и в полевой фортификации.

Идею "бронекаретки" выдвинул в 1880-х гг прусский военный инженер М.Шуман (Maximilian Schumann), при поддержке инженера и промышленника Х.Грузона (Hermann Gruson). Такая конструкция должна была обладать защищенностью стационарных казематных орудий и в то же время обладать подвижностью, как у полевой артиллерии. Серьезным преимуществом была также возможность вести круговой обстрел.

-2

Всего в 1890-1900гг в Германии и Австрии было выпущено порядка 300 таких установок. Как правило, они вооружались 53 или 37 мм пушками.

Данная конкретная установка из афинского музея использовалась в годы Первой мировой войны болгарской армией, затем как трофей досталась грекам. В отличие от большинства других, она была произведена на заводах "Шкода" и вооружена 57-мм орудием (57mm L/25.6) с дальностью стрельбы до 6 км.

Толщина брони купола - 40 мм, в нижней, цилиндрической части, всего 4 мм; масса башни с орудием - 2550 кг, полная масса всей установки в транспортном положении - 3600 кг.

-3

Разумеется, стрельба "с колес" не предусматривалась. Повозка на конной тяге служила только для транспортировки башни на подготовленную позицию. Обратите внимание на ролики под башней. На позиции устраивался небольшой рельсовый путь (колея - 600 мм). Повозка подъезжала к нему и бронебашня скатывалась с "телеги" на эти рельсы.

Изображен наиболее распространенный вариант, с 53-мм пушкой 5,3-cm-Kanone 1887 L/24).
Изображен наиболее распространенный вариант, с 53-мм пушкой 5,3-cm-Kanone 1887 L/24).

Расчет орудия составлял 2 человека, снаряды размещались по кругу в нижней части башни.

Внутри башни, прямо скажем, очень тесно. Снарядные укладки отсутствуют.
Внутри башни, прямо скажем, очень тесно. Снарядные укладки отсутствуют.

На фортах бронебашни Шумана устанавливались в специальные бетонные "гнезда":

-6

Иногда они даже имели возможность на время артобстрела" уезжать" в каземат под прикрытие:

Гнездо для бронебашни. По рельсам она могла отъезжать назад, под бетонное перекрытие  (форт Hospiz, Швейцария, фото из Вики).
Гнездо для бронебашни. По рельсам она могла отъезжать назад, под бетонное перекрытие (форт Hospiz, Швейцария, фото из Вики).

Также бронекаретки могли использоваться и в полевой фортификации:

(рис. из Артиллерийского журнала, 1890г, N2)
(рис. из Артиллерийского журнала, 1890г, N2)

Румыния, 1916г
Румыния, 1916г

Известны также случаи установки кареток Шумана на грузовые автомобили и бронепоезда.

Но в целом идея бронекаретки особого развития не получила. Орудиям калибра 37 - 57 мм всё же требовалась куда большая подвижность, чем могли обеспечить подобные башни, а более крупнокалиберную артиллерию поместить в них было невозможно.

Впрочем, в Швецарии эти раритеты состояли на вооружении некоторых фортов аж до 1947г.