Причины, способы решения и профилактика конфликтов.
Причины:
- острое расхождение интересов педагога и ученика
- эмоциональная неустойчивость педагога или ученика
- реакция ученика как способ самоутверждения
- реакция ученика как выход из ситуации противоречивых требований и негибкости педагога
- реакция ученика/педагога как результат долговременного преследования и угнетения
- реакция педагога как результат его профессионально-психологической деформации
- реакция ученика как результат не учёта педагогом его характерологических особенностей и ситуации быта
Способы решения в зависимости от фазы конфликта
Острый – предотвратить дальнейшее развитие конфликта, локализовать
Умеренный – попытаться построить диалог, договориться о времени обсуждения в дальнейшем
Легкий – попытаться выяснить в диалоговой форме причины расхождения интересов и возможности устранения или компромисса, найти точки соприкосновения интересов в дальнейшей совместной деятельности.
Профилактика
1. Выстраивание педагогического взаимодействия сопровождаемого низкой психологической напряженностью
2. Гибкость мышления и вчувствование педагогом в учеников, особенно обладающих выраженными характерологическими особенностями
3. Регулярная диагностика психического и эмоционального состояния учащихся и своевременное реагирование на их обострение.
4. Владение информацией о сложных бытовых ситуаций учеников
5. Регулярное предоставление возможности ученикам выговориться о наболевшем в располагающей обстановке
6. Проявление стойкости во время целенаправленных провокаций и последующее использование конструктивных методов разрешения.
7. Работа по осознанию ответственности за свое поведение и возможных контрпродуктивных последствиях.
8. Живая осведомленность о эмоциональной обстановке (эмоциональном фоне) в детском коллективе, основанная на доверии и уважении к педагогу и способности педагога к ее оцениванию.
9. Желание и активное участие в жизни учащегося коллектива с его одобрения, но с двойственной позиции: как педагога и как реального человека включенного в живое взаимодействие - как члена коллектива. Педагогу необходимо разделять и не смешивать внутри себя эти две формы взаимодействия, открыто и обоснованно проявлять их во взаимодействии. Это дает возможность построения доверительных отношений с учащимися, дает возможность для демонстрации открытости и готовности к помощи, воспитания собственным примером, достаточно глубокого ощущения эмоционального фона во всем коллективе, а также диагностики членов коллектива с острыми характерологическими особенностями и скрытой неприязнью к личности педагога, как правило возникающей вследствие поверхностных заключений о педагоге, либо создается шанс для педагога в обличии недостатков в деятельности и дает возможность к профессиональному и личностному росту.
10. Стремление избежать субъективных и поспешных оценок
11. Воззрение на свои решения в ходе педагогической деятельности критически, рефлексивная позиция по отношению к своему мышлению с целью максимальной объективизации и направленности на общую основную цель педагогики.