Людмила Какурина (комментарий к одной публикации):
"Готовых рецептов на то, как относиться к обучению своего ребёнка, нет. Знаю одно: обучение ребёнка начинается не в 1-м классе, а с первых секунд появления на свет. И ответственность именно родителя заключается в том, занимается он своим ребёнком до 7 лет или нет. Можно с пеной у рта возмущаться "прогнившей" системой образования, но это ребёнку не поможет. А вот грамотно подготовить к школе, адекватно оценить возможности своего ребёнка и не "засовывать" в элитные гимназии школы и классы, где повышенные требования , - это дело рук родителя.
Пример. Моя внучка получила родовую травму (её получают практически все новорождённые в тои или иной степени)- левая сторона была в тонусе. Начались массажи, уколы, росла слабенькой. В детский сад не ходила, так как там сидела и тихо-тихо плакала в уголочке.
Подготовкой к школе занимались без фанатизма, но ежедневно: посещали развивающие занятия, гимнастику, танцы, ментальную математику (пять месяцев) - кстати, рекомендую: очень помогла в усвоении азов арифметики в школе. Отдали в обыкновенный класс по программе "Школа России" к молодой начинающей учительнице. В первом классе домашних заданий практически не было, я даже нервничала: все своих первоклассников трясут, как груш, сидят над домашним задание до часа ночи, а у нас тишина. Результат - во втором классе отличница, самостоятельно готовит уроки".
Знаете, чем удивителен этот комментарий? Фразой - "это дело рук родителя" (не особо типично в такого рода родительских суждениях о школе). И своей правотой.
Во многом согласна с Людмилой. Именно сейчас. Потому что мой взгляд на школьные проблемы стал гораздо шире самой "школы". Забег в раннее детство многое может объяснить: почему ребёнок не готов к первому классу и нет мотивации учиться, почему "в такой прекрасной семье растёт оболтус и лентяй", а также многое другое.
Если бы педагог знал, имел представление, как рос ребёнок, какие родовые травмы у него были, какие заболевания привели к определённым последствиям и т. п., представьте, насколько было бы ему легче принять "сложного ученика" и скорректировать свои действия.
Помнится, как однажды школьная медсестра совершенно случайно обронила - она знала семью ученика: ну что ты хочешь, там тяжелейшая родовая травма была, несколько наркозов, показана периодическая лекарственная терапия и наблюдение у врачей, разве он будет нормально успевать...
Но вернёмся к фразе "дело рук родителей". Представьте ситуацию. В семье родился, к примеру, недоношенный малыш с массой сопутствующих диагнозов. Обретение необходимых навыков - от удержания головы до появления связной речи, ходьбы - идёт с запаздыванием. И ладно (как в комментарии выше), если семья насторожилась и побежала к специалистам, не выжидая явной психомоторной и речевой задержки развития.
А ведь бывает зачастую и по-другому: четырёхлетний ребёнок говорит так, что понять его могут лишь те, кто беседует с ним каждый день и привык к его манере речи. К шести годам, когда мама все-таки ведёт ребёнка к логопеду, она в шоке от букета поставленных диагнозов: здесь и дизартрия, и нарушение фонематического слуха, и рекомендация обратиться к неврологу. И если бы родители обратили внимание на несоответствие речи ребёнка его возрасту раньше, к первому классу уже всё бы, скорее всего, пришло в норму.
А так, не обратив внимания, в младшей школе получим логопедические проблемы - дисграфию, дислексию и прочее. Эти диагнозы требуют коррекции. Если у ребенка, например, дислексия, то процесс обучения в целом становится очень трудным, потому что на всех предметах без умения читать ну никак. И если эти проблемы не будут решены в начальной школе, то благополучно перейдут в среднюю и дальше в студенческую и взрослую жизнь.
Я благодарна Людмиле Какуриной за комментарий. И очень тепло на душе от той мудрости, которую семья проявила по отношению к своему ребёнку